Р

Рай для денег. Зачем нужны офшоры и почему во всем мире борются с офшорными схемами - комментарии Владимира Мисечко для издания Фокус

Какой бизнес в Украине и с какой целью чаще всего использует офшоры (можно назвать ТОП-5 наиболее распространенных примеров)? Какие из них отвечают украинскому законодательству, а какие нарушают его? Что побуждает компании из Украины использовать офшоры?

Термин «офшор», по данным Википедии, впервые появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 50-х годов XX века, речь шла о финансовой организации, переместившей свою деятельность на территорию с благоприятным налоговым климатом.

В дальнейшем термин «офшор» все чаще начали использовать в отношении тех компаний, которые пытались законно платить меньше налогов, открывая свои компании в странах с низкой налоговой нагрузкой.

Оффшорные юрисдикции условно делятся на две категории стран, те страны, где компании освобождены от налогообложения, и страны, где ставка налогообложения минимальна, при этом главным условием освобождения от налогообложения является не ведение бизнеса в стране регистрации компаний.

К первой категории стран можно отнести островные страны карибского бассейна (Британские Виргинские Острова, Белиз, Содружество Доминика), Панама, Сейшельские и Маршалловы острова, ко второй – Кипр, Великобритания.

Но использование компании первой категории в бизнесе фактически уже в прошлом, правила игры давно уже изменились, и оперирование компанией, например, из Панамы, сегодня невозможно.

Украинский бизнес, пожалуй, одним из последним прощается с оффшорными юрисдикциями, не в последнюю очередь благодаря принятию института Контролируемых иностранных компаний, обязывающего владельцев иностранных компаний уплачивать в Украине налоги (к сведению в большинстве европейских стран институт КИК был введен еще в 90-е. х годах, в России- в 2015).

Если говорить о том, какой именно бизнес использовал (использует) оффшорные юрисдикции, и что побудило, то обычно это торговля товарами иностранного происхождения, так как с учетом тех ограничений, которые были и есть на экспортные (импортные) операции, работать без оффшорной компании было невозможно.

Еще в далеком 1993 году Верховная Рада приняла Постановление «О внесении изменений в декреты Кабинета Министров Украины о валютном регулировании», которым определила, что расчеты резидентов по экспортным операциям или поставки продукции по импортным операциям должны осуществляться в сроки не более 30 дней с момента пересечения продукцией таможенной границы Украины или с момента осуществления авансового платежа. Далее только изменялись сроки, 90, 180 дней и название нормативного документа, штраф за нарушение сроков расчетов составлял 0.3% от суммы платежа за каждый день такой просрочки.

Поэтому бизнес создавал иностранный инструмент (компанию), закупал на себя импортный товар, а дальше уже в ручном режиме урегулировал поставки такого товара в Украину, тоже самое происходило и в сторону экспорта.

Кроме того, имея иностранный элемент всегда можно занизить таможенную стоимость товара, тем самым уплатив меньше ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость.

Второй категорией бизнеса, кого бы я обособил, это те, кто регистрировал объекты недвижимости, на иностранные (холдинговые) компании, не в последнюю очередь из-за «рейдерских» атак. Многие бизнес центы, торговые центы регистрировались на компании из БВО, Белиз, Невис, тем самым делали невозможным рейдерский захват из-за сомнительных украинских регистраторов и нотариусов.

Третья категория бизнеса – это те, кто создавал иностранный «кошелек», компанию, не осуществлявшую никакой операционной деятельности, а лишь державшей средства в стабильных европейских банках.

Далее я бы отделил категорию бизнеса, которая создавала иностранные компании и регистрировала на них объекты авторских прав, которые в дальнейшем передавались в использование украинским компаниям, которые платили за такое использование роялти.

Последняя категория – это ПЭПы, госслужащие, должностные лица, судьи, работники правоохранительных органов, начиная от министров, депутатов, до обычных помощников и советников, которые использовали иностранные компании для хранения заработанных «честным трудом» средств. Вообще использование ПЭПами компании по оффшорным юрисдикциям было довольно распространенным явлением, не в последнюю очередь из-за возможности использования института номинальных акционеров и закрытых реестров владельцев компаний. И именно эту категорию владельцев бизнеса я бы назвал нарушающей украинское законодательство, первые четыре категории работали в рамках существующих к тому времени правил.

Назовите ТОП-5 самых популярных среди украинского бизнеса оффшорных юрисдикций? Какими условиями они привлекают украинских предпринимателей? В частности, как и с какой целью украинский бизнес сейчас использует кипрскую юрисдикцию? Остаётся ли Кипр офшором в 2021 году?

Если говорить о былых временах, то это Панама, БВО, Белиз, Кипр, Сейшелы, если о сегодня, то Кипр, Великобритания, Эстония (хотя и не офшор), ОАЭ.

О прошлом смысла говорить не имеет, те времена уже никогда не вернутся относительно юрисдикций, которые привлекательны сегодня, то в первую они привлекательны низкими налогами, так, например в ОАЭ вообще отсутствует корпоративный налог, на Кипре он составляет 12.5%, что платится из прибыли, которую всегда можно минимизировать, а дивиденды, полученные на уровне Кипрской компании, не являются объектом налогообложения.

Кипр сегодня остается одной из самых привлекательных юрисдикций, и это несмотря на открытие в следующем году реестра бенефициаров, и необходимость создания условий присутствия Компании (economic substance) для открытия банковского операционного счета.

Также одним из преимуществ является наличие соглашения об избежании двойного налогообложения. Так, согласно Протоколу к Конвенции об избежании двойного налогообложения между Кипром и Украиной, ратифицированного 30 октября 2019 года, дивиденды, выплачиваемые украинской компанией в пользу кипрской компании при определенных условиях, облагаются налогом только по ставке 5%, что более чем привлекательно, общая ставка налог составляет 15%.

Другим привлекательным фактором в пользу Кипра это условия получения налогового резидентства гражданином Украины, так, находясь лишь 90 дней в течение календарного года, гражданин Украины может получить такое резидентство. А будучи резидентом Кипра отпадает необходимость отчитываться украинским налоговым органам о контролируемых иностранных компаниях и соответственно уплачивать налоги в Украине.

Как украинское законодательство регулирует и ограничивает использование офшоров украинскими компаниями? Какие перемены произошли в этой сфере в период президентства Зеленского?

Фактически на сегодняшний день никак, до февраля 2019 года создание компании за рубежом было возможно только на основании индивидуальной Лицензии Национального Банка Украины для осуществления инвестиции за границу, хотя это никого не останавливало, так как фактически единицы создавали такие компании лично, в 99% случаях это было на основании трастовой декларации (номинального сервиса, когда акционером и директором было лицо, выполнявшее номинальные функции).

Начиная с февраля 2019 года были внесены соответствующие изменения, и необходимость в получении такой лицензии отпала. Кроме того, было введено понятие КИК, о чем я указывал выше, а также началась так называемая налоговая амнистия, позволившая задекларировать иностранные активы.

Насколько сложно вывести из Украины в офшор дивиденды? Какие налоговые последствия при этом возникают в Украине и есть ли их возможность избежать?

Вывести в офшоры дивиденды не сложно, но есть несколько, но:

1. Заплатить налог на репатриацию в размере 15%, если иное не предусмотрено Конвенциями об избежании двойного налогообложения (Кипр как пример);
2. Пройти финансовый мониторинг в обслуживающем Банке для покупки валюты и отправки дивидендов.
3. Пройти комплаенс проверку в иностранном банке для получения таких дивидендов.

И если говорить о моем опыте, то выведение дивидендов на сегодняшний день возможно на практике только для «белого» бизнеса, иногда «серого», и практически невозможно для «грязных» средств.

Как можно оценить масштабы использования офшоров украинским бизнесом? В частности, какие убытки несёт бюджет Украины из-за неправомерного использования офшоров?

Я не могу сказать, что офшоры использовался бизнесом неправомерно, их создание, операционная деятельность соответствовала действовавшему на тот момент законодательству другое дело, что Украина как страна не получила миллиарды долларов налогов, но это лишь из-за тех правил игры, которые Украина как страна устанавливала.

Больше по ссылке.