П

«Про новації державного нагляду у сфері землеустрою» - стаття юриста ЮФ «Місечко та Партнери» Андрія Котягіна
для видання «Юрист і Закон»

Июль текущего года принес целый букет «земельных» законов.

Среди них и Закон Украины «О внесении изменений в законы Украины «О топографо-геодезической и картографической деятельности» и «О землеустройстве».

Необходимость принятия данного Закона была вызвана тем, что законами Украины «О топографо-геодезической и картографической деятельности» и «О землеустройстве» не был определен исчерпывающий перечень оснований для остановки хозяйственной деятельности в сфере геодезической и картографической деятельности, а также в сфере землеустройства. Также не были определены способы осуществления государственного надзора (контроля), не устанавливались санкции за нарушение требований законодательства и не предоставлялся перечень нарушений, являющихся основанием для выдачи органом государственного надзора (контроля) предписания, распоряжения или иного распорядительного документа.

В свою очередь, согласно ч. 4 ст. 4 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» исключительно законами устанавливаются:

  • органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности;
  • виды хозяйственной деятельности, являющиеся предметом государственного надзора (контроля);
  • полномочия органов государственного надзора (контроля) о приостановлении производства (изготовления) или реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  • исчерпывающий перечень оснований для приостановления хозяйственной деятельности;
  • способ осуществления государственного надзора (контроля);
  • санкции за нарушение требований законодательства и перечень нарушений, являющихся основанием для выдачи органом государственного надзора (контроля) предписания, распоряжения или другого распорядительного документа.

В результате – деятельность в сфере геодезии и землеустройства была бесконтрольной, а Государственное агентство земельных ресурсов Украины оставалось бездействующим наблюдателем, не имея законных полномочий на осуществление государственного геодезического надзора и государственного надзора в сфере землеустройства.

Статья 24 Закона Украины «О топографо-геодезической и картографической деятельности», которая определяет порядок осуществления государственного геодезического надзора, выросла из двух чисто декларативных абзацев до десяти – вполне конкретных и действенных.

На первый взгляд, на фоне чрезмерной зарегулированности предпринимательской деятельности и несомненной необходимости уменьшения количества контролирующих органов и сужения их полномочий – введение новых ограничений является излишним.

Однако данный Закон должен способствовать повышению образовательно-квалификационного уровня лиц, осуществляющих топографо-геодезическую и картографическую деятельность.

Согласитесь, что растущее число споров о наложении границ соседних земельных участков о неверном определении площадей и даже границ расположения земли в большинстве своем связаны именно с ошибками, допущенными еще при оформлении и определении границ земельных участков.

Данным Законом были детализированы вопросы профессиональной подготовки и кадрового обеспечения в сфере топографо-геодезической и картографической деятельности, предусмотрены нормы по ее техническому и технологическому обеспечению.

Статья 24 Закона Украины «О топографо-геодезической и картографической деятельности», определяющая порядок осуществления государственного геодезического надзора, выросла из двух чисто декларативных абзацев до десяти – вполне конкретных и действенных.

В частности, было предусмотрено, что при осуществлении мероприятий государственного надзора за деятельностью исполнителей топографо-геодезических и картографических работ центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, проверяет соблюдение сертифицированным инженером-геодезистом требований положений законов, других нормативно-правовых актов, нормативно-технических документов, стандартов, норм и правил в области геодезической и картографической деятельности.

Кроме того, при наличии оснований для аннулирования или приостановления действия квалификационного сертификата инженера-геодезиста акт проверки является обязательным для рассмотрения на заседании Квалификационной комиссии. По результатам рассмотрения акта Квалификационная комиссия направляет представление центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере земельных отношений, об аннулировании или приостановлении действия квалификационного сертификата инженера-геодезиста.

На основании представления Квалификационной комиссии об аннулировании (приостановлении действия) квалификационного сертификата центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, принимает решение об аннулировании или приостановлении действия квалификационного сертификата и уведомляет инженера-геодезиста письменно, в двухнедельный срок после поступления соответствующего протокола заседания квалификационной комиссии.

Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Ирина Сех заявила, что принятие данного Закона – это компромисс, на который необходимо было пойти, чтобы уберечь топографо-геодезическую отрасль от постепенного разрушения.

Исправят ли законодательные изменения ситуацию к лучшему – покажет время. Хотя, очевидно, чтобы сделать земельные отношения прозрачными и понятными, этого слишком мало, но, по крайней мере, это начало.

http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/EA005559.html