Н

Налоговая амнистия, комментарии Владимира Мисечко для ТСН. 

1. Кто конкретно имеет право воспользоваться налоговой амнистией - кому следует подавать декларации и какое конкретно имущество и активы необходимо указывать в декларации? Для какой категории населения налоговая амнистия максимально выгодна (владельцы оффшорных фирм и т.д.)?

Верховная Рада Украины, приняв 15 июня 2021 года Закон Украины № 1539-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно стимулирования детенизации доходов и повышение налоговой культуры граждан путем введения единовременного (специального) добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты единовременного сбора в бюджет», тем самым присоединила страну к ряду европейских стран, которые уже прошли через налоговую амнистию, а именно Германии, Греции, Италии, Испании и Португалии.

Принятым Законом Украины № 1539-IX вносятся изменения в Налоговый кодекс Украины и создается подраздел 9-4 «Особенности применения одноразового (специального) добровольного декларирования активов физических лиц» раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины.

Согласно внесенным изменениям, физические лица - резиденты, в том числе самозанятые лица, и физические лица, не являющиеся резидентами Украины, но которые были резидентами на момент получения (приобретения) объектов декларирования или на момент начисления (получения) доходов, за счет которых были получены (приобретенные) объекты декларирования, вправе в период с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2022 года осуществить одноразовое (специальное) добровольное декларирование принадлежащих им активов и уплатить единоразовый сбор в бюджет.

Таким образом, субъектами декларирования являются:

  • физические лица резиденты;
  • самозанятые лица (физические лица предприниматели, адвокаты, нотариусы, артисты, частные врачи и т.д.);
  • физические лица нерезиденты, которые были резидентами на момент получения объекта декларирования.

Объектом декларирования могут быть:

  • безналичные валютные ценности (банковские металлы, национальная валюта (гривна) и иностранная валюта;
  • недвижимое имущество (земельные участки, объекты жилой и нежилой недвижимости, в том числе не приняты в эксплуатацию или право собственности на которые не зарегистрировано в установленном законом порядке);
  • движимое имущество, в том числе: транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы, другое ценное движимое имущество (предметы искусства и антиквариата, драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия и т.п.);
  • доли в имуществе юридических лиц, корпоративные права, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности;
  • ценные бумаги и/или финансовые инструменты.

Не могут быть объектом декларирования:

  • активы физического лица, полученные декларантом в результате совершения деяния, содержащего признаки уголовного преступления, кроме уголовных правонарушений или иных нарушений законодательства, связанных с:
    • уклонением от уплаты налогов, сборов;
    • нарушениями в сфере валютного законодательства;
    • нарушениями в сфере защиты экономической конкуренции в части осуществления концентрация без получения соответствующего разрешения органов Антимонопольного комитета Украины.
  • активы физического лица, принадлежащих декларанту, в отношении которого начато досудебное расследование или судебное производство по таким активам по признакам уголовных преступлений, предусмотренных статьями 212, 212-1, 366, 367 Уголовного кодекса Украины;
  • активы физического лица или юридического лица, принадлежащих декларанту, в отношении которого открыто судебное производство по совершению любого из уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 209, 258-5 и 306, частями первой и второй статьи 368-3, частями первой и второй статьи 368-4, статьями 368, 368-5, 369 и 369-2 Уголовного кодекса Украины;
  • наличные средства в национальной и иностранной валютах (такие средства могут быть объектом декларирования только при условии размещения их на текущих счетах со специальным режимом использования до подачи одноразовой добровольной декларации и предоставления подтверждающих документов относительно их происхождения);
  • активы декларанта, находящиеся на счетах финансовых учреждений и/или расположены (зарегистрированные) на территории страны, признанной государством-агрессором, или имеют источники происхождения из такой страны.

Что касается категории лиц, кому это нужно и выгодно, то все мы понимаем, понимает об этом и законодательный орган, что есть категория украинских граждан, которая живет не в соответствии с своими доходов (официальных), поэтому и было предоставлено право таким гражданам легализовать свои «серые доходы».

Но одно дело, когда граждане тратят свои средства, пользуются имуществом, другое дело, когда нужно приобрести имущество, создать бизнес, и так далее.

Если говорить юридическим языком, любые расчеты по нотариальным сделкам на сумму более 50 000 гривен могут быть проведены только путем безналичного расчета (ст. 7 Положения НБУ «О ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине» №148 от 29.12.2017).

Согласно ст. 20 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения», пороговая сумма первоначального финансового мониторинга 400 000 гривен.

Иными словами, приобретение недвижимости на сумму более 400 000 гривен нуждается в объяснении происхождения средств, в случае отсутствия таких документов банк может отказать в проведении платежа, в некоторых случаях даже заморозить средства.

Поэтому, тем, кто живет не по «доходам» предоставлен шанс их задекларировать, уплатив 5% или 9%, чтобы в дальнейшем свободно ими распоряжаться.

И что очень важно, подав такую ​​декларацию декларант освобождается от вопросов со стороны государства о происхождении таких доходов.

Но! Это касается только тех доходов, которые были получены легально, и не задекларированы, например иностранные дивиденды, или доходы, полученные не от налогового агента, если же такие доходы были получены иным способом, в том числе преступным путем, такие доходы не могут быть объектом декларирования.

2. Кто НЕ имеет права воспользоваться налоговой амнистией? Имеют право подавать декларацию работники государственных структур?

Законом определен четкий перечень лиц, которые не имеют права воспользоваться налоговой амнистией, это

  • лица, которые за любой год, начиная с 1 января 2005 года, подавали или должны подавать декларации в соответствии с законами, которые определяют или определяли правовые и организационные основы в сфере предотвращения коррупции (кроме претендующих или претендующих на занятие должностей, пребывание на которых требует или требовало от лица подачи соответствующей декларации, но не были назначенные или избранные на соответствующие должности)
  • лица, в отношении которых со стороны Украины применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях».

Таким образом, практически все госслужащие, работники государственных предприятий лишены права воспользоваться налоговой амнистией.

3. Если гражданин имеет 400 000 гривен наличных средств, необходимо их перед декларированием положить на карту банка, или же достаточно просто указать в декларации? Если гражданин имеет около 15 000 долларов, необходимо ему конвертировать их в гривну и класть на банковский счет? Если так, то необходимо открывать специальный счет в банке?

Согласно п. 9 Закона Украины № 1539-IX от 15 июня 2021, декларирование наличных средств в национальной и иностранной валютах возможно только при условии их размещения на текущих счетах со специальным режимом использования в банках Украины для представления одноразовой (специальной) добровольного декларации.

Лицо, желающее воспользоваться налоговой амнистией должно обратиться в банк для открытия специального счета, Банк в свою очередь обеспечивает размещение средств в наличной форме для целей одноразового (специального) добровольного декларирования на специальном счете только после осуществления надлежащей проверки личности декларанта в соответствии с требованиями законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и принимает меры по установлению источников происхождения этих активов в случаях, предусмотренных законодательством в сфере финансового мониторинга, после зачисления их на специальный счет декларанта.

Таким образом, наличные средства в сумме 400 000 гривен необходимо разместить на специальном банковском счете, и предоставить банку объяснения о происхождении таких средств, по конвертации, то такие действия совершать не нужно, так как законодательством предоставлено право размещать средства как в национальной, так и в иностранных валютах.

4. Какими будут юридические последствия, если гражданин отказался декларировать имущество или денежные активы, подлежащих декларированию? Что в будущем ожидает гражданина, если он, имея деньги, полученные «в конверте», не задекларировал их?

По моим предположениям, Украина и в дальнейшем пойдет по европейскому пути развития, и после проведения налоговой амнистии и завершения сроков добровольного декларирования налоговая политика станет требовательные и жестче, а также ужесточатся требования к наличным расчетам, и будут предоставлены права налоговым органам проверять незадекларированные активы граждан.

В подтверждение моих предположений может быть заявление председателя парламентского комитета по вопросам финансов, налогов и таможенной политики Даниила Гетманцева, который анонсировал внесение в парламент законопроекта о косвенных методах налогового контроля, а именно предоставление налоговым органам права требовать объяснения о происхождении средств, потраченных лицом на приобретение ценных активов, и в случае отказа или невозможности подтверждения законности средств, уплаты налога с расходов.

5. Подлежат декларированию имущество и деньги, полученные или приобретенные в 1990-е годы или позже средства, заработанные официально, но происхождение которых невозможно подтвердить? Если их не указывать в декларации, каким образом в будущем можно будет подтвердить их происхождение?

На этот вопрос нет ответа, так как Законом не указано период, за который необходимо декларировать получении средства, и поэтому, я бы рекомендовал в таком случае задекларировать их, потому что, если средства белые, но их происхождение не представляется возможным объяснить, то скорее всего не такие они и белые, поэтому лучше воспользоваться таким правом.

Больше по ссылке