К

Кто должен рассматривать споры в сфере международных авиаперевозок? - статья Владимира Мисечко для Юридической газеты

Согласно Воздушного кодекса Украины и Правил воздушных перевозок грузов, утвержденных приказом Государственной службы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации №186 от 14.03.2006, воздушная перевозка - это перемещение пассажиров, багажа и товара воздушным транспортом в международном и внутреннем сообщении. Международным считается такая перевозка, в которой пункт отправления и пункт назначения, независимо от того, были или нет остановки или перегрузки, размещенные либо на территории двух различных стран, или на территории одной страны, если согласованная остановка предусмотрена на территории другой страны. Внутреннее авиаперевозки - это транспортировка грузов на воздушных судах между пунктами, которые размещены на территории Украины.

В соответствии со ст. 3, 4 Конвенции об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция), документами на перевозку являются:

  • билет - при перевозке пассажира;
  • багажная идентификационная бирка - при перевозке вещей пассажира как багажа;
  • авиационная накладная или квитанция на груз - при перевозке груза, почты и других предметов.

Главой 3 Монреальской конвенции определен объем ответственности перевозчика и размер компенсации за причиненный ущерб. Согласно этой главы, перевозчик несет ответственность за:

  • гибель и телесное повреждение пассажиров
  • повреждения багажа;
  • повреждения груза;
  • задержку в воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза.

В соответствии со ст. 21 Монреальской конвенции, компенсация в случае смерти или телесного повреждения пассажиров ограничена 100 тыс. Специальных прав заимствования на каждого пассажира (расчетной единицей является единица «специальные права заимствования», определенной Международным валютным фондом и по состоянию на 15 октября 2020 составляет $ 1,41). Ответственность перевозчика в случае уничтожения, утраты, повреждения или задержки в перевозке багажа ограничивается суммой 1000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира, за исключением случаев, когда пассажир в момент передачи зарегистрированного багажа сделал перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, если это необходимо. Зато ответственность перевозчика в случае уничтожения, утраты, повреждения или задержки в перевозке груза ограничивается суммой 17 специальных прав заимствования за килограмм, за исключением случаев, когда грузоотправитель в момент передачи места сделал перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, если это необходимо.

В соответствии со ст. 31 Монреальской конвенции, обязательным условием обращения к перевозчику с иском предварительное обращение с соответствующим претензией. Получение зарегистрированного груза уполномоченным лицом без предъявления претензий предусматривает, до доказательства противного, что багаж или груз был доставлен в надлежащем состоянии и в соответствии с перевозочного документа или записи.

Лицо, имеющее право на получение, должна направить перевозчику претензию в течение:

  • в случае повреждения багажа - 7 дней с момента его получения;
  • в случае повреждения груза - 14 дней с момента его получения;
  • в случае задержки - 21 дня.

Любая претензия должна быть подана письменно и вручена или отправлена ​​в вышеупомянутые сроки. При отсутствии претензий в эти сроки никакие иски против перевозчика не принимаются, кроме случая обмана со стороны перевозчика.

Срок исковой давности - 2 года с даты прибытия по назначению или с даты, когда воздушное судно должно было прибыть, или с даты остановки перевозки. По юрисдикции разрешения споров, то в соответствии с п. 1 ст. 33 Монреальской конвенции, иск о компенсации убытков может быть предъявлен по выбору истца:

  • на территории одного из государств-сторон Монреальской конвенции;
  • в суд по месту нахождения перевозчика;
  • по месту основной деятельности перевозчика;
  • по месту, где находится коммерческое предприятие, через которое был заключен договор;
  • в суд места назначения перевозки.

В отношении ущерба, причиненного в результате гибели или телесного повреждения пассажира, иск об ответственности дополнительно может быть подан в суд на территории государства-участника, в которой пассажир на момент происшествия имел основное и постоянное место жительства. Судом, которому подлежит рассмотрение дела о возмещении убытков, может быть как общий суд, так и арбитражный при наличии соответствующей отдельного соглашения между сторонами.

Оригинал статьи здесь.