Я

Як платити за автомобіль дорожчий 150 тисяч гривень – коментарі Володимира Місечко для порталу «Автоцентр»

Новые правила безналичного расчета по сделкам, сумма которых превышает 150 тыс. гривен, здорово изменили правила игры на авторынке. Как осуществлять расчеты, если машина стоит больше этой суммы?

Многие автовладельцы восприняли введение Нацио­нальным банком нового лимита для оплаты наличными с опас­кой. Ведь на вторичном авторынке большинство расчетов издавна проводятся «из кармана в карман». Это позволяло сторонам не ввязываться в рутину с банковскими счетами, а также избегать лишних вопросов со стороны налоговых органов. Теперь, увы, часть таких сделок действительно окажется под контролем, но в реальности все далеко не так страшно, как может показаться на первый взгляд. И в некоторых ситуациях формализация взаимоотношений между продавцом и покупателем пойдет лишь на пользу.

Почти как прежде
Для начала разберемся в сути введенного ограничения. Так, с 1 сентября нынешнего года вступило в силу Постановление Нацбанка № 210 «Об установлении предельной суммы наличных расчетов», которое вводит несколько важных норм, две из которых напрямую касаются рядовых граждан. Во-первых, физлица в течение одного дня не могут оплатить в счет предприятия «кэшем» товары или услуги на сумму большую, чем 150 тыс. грн. Во-вторых, между собой физлица также не могут рассчитываться наличными, если размер сделки превышает 150 тыс. грн. Хотя с оговоркой: речь идет об операциях, требующих нотариального заверения. 

В указанных случаях средства могут перечисляться с текущего на текущий счет (карточные счета сюда тоже попадают), путем внесения денег на банковский счет или на депозит нотариуса.

Если же отойти от законодательной казуистики, то на практике все это будет выглядеть следующим образом. Например, покупая автомобиль стоимостью выше 150 тыс. грн. в автосалоне, за него придется платить по «безналу». «В этом случае для покупателей новых авто в салоне у официального дилера существенных изменений не произошло. Такие автосалоны не брали наличные деньги, поскольку внутри всегда находилась касса банка, который принимал наличные и перечислял на банковский счет дилера», – отмечает юрист адвокатской компании «Кравец и партнеры» Иван Холод. 

Что касается неофициальных дилеров, то некоторые из них привыкли работать с наличными. Причем брали с клиентов как национальную, так и иностранную валюту. Теперь эта «лавочка» вероятнее всего закроется. И для этого сегмента рынка действительно возникает проб­лема – поскольку часть сделок будет фактически легализована, не исключено, что стоимость авто вырастет. Ведь дилеру придется «светить» свои доходы, а также нести издержки на комиссионные банку, равно как и клиенту.

Из рук в руки
На вторичном авторынке ситуация не так очевидна. Если говорить о продаже ТС «с рук», то здесь можно обойтись без нотариального удостоверения договора, а значит, не привязываться к платежам через банк.

«В соответствии со ст. 657 Гражданского кодекса Украины нотариальному удостоверению подлежат договоры купли-продажи земельного участка, единого имущест­венного комплекса, жилого дома (квартиры) или другой недвижимости. Поэтому все другие операции между физлицами, в том числе приобретение авто на вторичном рынке, которые будут превышать планку в 150 тыс. грн., могут, как раньше, быть наличными», – считает управляющий ЮФ «Мисечко и парт­неры» Владимир Мисечко. 

Юристы по-своему правы. Достаточно вспомнить, что на нашем рынке один из самых распространенных способов продать авто – оформить доверенность на покупателя. Никаких текущих счетов: сделал доверенность, отдал техпаспорт, получил деньги – и все. Другое дело, что велики риски обмана для сторон, поскольку все договоренности о цене, передаче денег и т. д. – на словах. 

Поэтому с позиции безопасности оформление не доверенности, а полноценного договора купли-продажи с его нотариальным заверением более обосновано, хоть это условие и не является обязательным. «Покупатель может внести деньги на депозит нотариуса, который проведет сделку лишь пос­ле того, как проверит ее «чистоту» и получит соответствующий платежный документ с подписью сотрудника банка и печатью», – говорит юрист юрфирмы «Гвоздий и Оберкович» Виктор Сурник. 
Только не все нотариусы располагают счетами, на которые могут принимать подобные гарантийные депозиты. Кроме того, услуги нотариуса платные (1–1,5 тыс. грн.), они ложатся на плечи продавца или покупателя, либо делятся между ними. 

Именно поэтому альтернативным вариантом может быть обращение к «комиссионным площадкам», которые осуществляют продажу авто посредством справки-счета, не требующей нотариального заверения и участия банка. Но и здесь не избежать нюансов. Эксперты объясняют, что в соответствии со ст. 1011 Гражданского кодекса Украины по договору комиссии одна сторона обязуется по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет продавца. «Таким образом, продавцом комиссионного автомобиля может быть юрлицо, действующее по поручению владельца авто, физлица, а значит, к таким правоотношениям применяются те же ограничения, что и к приобретению машины на первичном рынке», – подчеркивает Владимир Мисечко.

Ищем выгоду
Есть и другие способы обойти введенные Нацбанком ограничения. Например, занизить стоимость авто по договору или справке-счету. Аргументов для того, чтобы такая махинация выглядела правдоподобно, можно найти немало: побывал в ДТП, есть ржавчина, механические дефекты и т. д. Только если стороны договариваются об одной цене устно (180 тыс. грн.), а официально – она иная (140 тыс. грн.), вновь возникает вопрос: как гарантировать полноту исполнения сделки?

Поэтому более надежный способ –  оформление рассрочки, которая позволяет избежать превышения установленных лимитов в день. То есть сумма, которую должен заплатить покупатель продавцу, разбивается на 4–5 равных платежей. Правда, влас­ти явно вознамерились усложнить и этот путь. «Так, в Постановление Кабмина № 388, посвященное вопросам регистрации и перерегистрации ТС, недавно внесены изменения, которые запрещают снятие с учета и/или перерегистрацию на нового хозяина ТС, купленных в рассрочку без предоставления соответствующих документов об окончательном расчете», – отмечает Иван Холод.

Стоит ли так противиться новым условиям сделок? Ведь внедрение более жестких рамок по безналичным платежам все-таки делает авторынок более цивилизованным и дает больше гарантий по сделкам. Отдавая деньги просто «в руки», в случае разногласий с автосалоном (плохая предпродажная подготовка, авто с дефектом, сорванные сроки поставки и т. д.) вернуть их бывает проблематично. Не говоря уже о том, что возможны мошенничество и обман. А платежи через банк будут дисциплинировать даже не очень доб­росовестного продавца. 

Единственное, что издержки на проведение сделок все-таки вырастут, так как за перечисление средств банк берет 1,5–3% суммы, не считая затрат на открытие счета и обналичивание средств продающей стороной. И, конечно же, большинство сделок теперь вряд ли укроется от зоркого глаза ­налоговиков.

http://www.autocentre.ua/news/autobusiness/kak-platit-za-avtomobil-dorozhe-150-tysyach-griven-55994.html