В

Військовий збір - коментар Вадима Кухти для "Юридичної Практики"

3 августа 2014 года вступили в силу очередные изменения в Налоговый кодекс Украины (НКУ). Особое внимание плательщиков налогов привлекли положения о военном сборе.

Вызвано это в первую очередь тем, что нормы, которые его регулируют, недостаточно конкретизированы и в некоторых случаях вызываю двусмысленное толкование. Поэтому возникает ряд вопросов, касающихся порядка его удержания и перечисления.

А связано это с тем, что нынешние изменения не всегда учитывают основные принципы налогового законодательства, изложенные в НКУ. Так один из этих принципов, закрепленных в статье 4 НКУ, а именно единый подход к установлению налогов и сборов предусматривает определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога. Таким образом, вводя новый сбор, законодатель должен бил отобразить все его элементы, но на практике, например, нет четкого формулирования базы налогообложения, срока и порядка представления отчетности об исчислении и уплате такого налога.

Вместо этого законодатель пользуется отсылочными нормами, которые не решают полностью проблему, поскольку нормы, на которые происходить ссылка, регламентируют порядок действий для другого налога, не всегда учитывая особенности нового сбора.

Обратим, например, внимание на то, с каких именно доходов будет рассчитываться военный сбор. Подпункт 1.2 пункта 161 подраздела 10 Раздела XX НКУ среди объектов налогообложения наводит выплаты и вознаграждения, которые начисляются за гражданско-правовыми договорами. Такое формулирования имеет очень широкий смысл, поскольку не достаточно уточняет, что подразумевается под этим. К ним можно отнести любые договоры, в частности, аренды или дарения. Также физические лица, которые заключают подобные договора, могут и не быть субъектами хозяйствования. В таком случае, получается, нужно будет платить сбор с доходов, полученных от таких договоров.

Потому плательщики налогов и заинтересованы в том, как исполнять данные нормы, в каком случае и как рассчитывать и перечислять сбор. Мнение налоговых органов в данном вопросе пока не нашло своего официального закрепления, но если исходить из их общей позиции, которая представлена в информационно-справочном виде на соответствующем электронном ресурсе, то налогообложению военным сбором подлежат доходы, полученные по гражданско-правовым договорам, относящихся к фонду оплаты труда. В таком случае сбор уплачивается только наемным работником с доходов связанных с трудовыми отношениями.

Если такое понятие закона будет официально закреплено или позиция госорганов подтвердиться их практикой, тогда снимаются вопросы по поводу налогообложения доходов по гражданско-правовым договорам, не связанных с трудовыми отношениями и фондом оплаты труда, а также вопросы по поводу налогообложения физических лиц-предпринимателей, как на общей, так и упрощенной системе налогообложения.

Поэтому следует предполагать, что большинство вопросов будет решаться уже при выполнении нововведённых норм законодательства на практике и в связи с этим нужно ждать разъяснений компетентных органов.

Так, например, в некоторых предприятий могли возникнуть проблемы с выплатой отпускных за август, потому что не было соответствующих бюджетных счетов для перечисления военного сбора. Но эту проблему можно считать решенной, поскольку налоговые органы начали сообщать информацию об открытии счетов для зачисления поступлений в бюджет.

Другая проблема связана с тем, что доход физического лица буде дважды налогооблагаться. Первый раз будет уменьшаться на сумму налога на доход физических лиц, единого социального взноса и страховых взносов в Накопительный фонд, а потом будет взиматься военный сбор без учета такого уменьшения (вычета таких сумм).

Также в связи с военным сбором должны быть внесены соответствующие изменения насчет налоговой отчетности, о которых будет сообщено, наверное, позже.

Таким образом, можно сделать вывод, что военный сбор направлен в основном на доход от заработной платы, а все другие вопросы, связанные с его расчетом и перечислением, будут решаться налоговыми органами в процессе его администрирования.