Р

Розмежування компетенції судів з розгляду земельних та пов'язаних із земельними відносинами спорів - стаття Андрія Котягіна для видання Юрист та Закон

Земельный спор... При одном упоминании о земельном споре юристы-практики понимают, что едва ли не самой большой проблемой в его решении будет вопрос о том, в какой суд обратится.

Как правило, земельный спор, касается одновременно интересов и органов государственной власти (органов местного самоуправления), и физических лиц, и субъектов хозяйствования. Но у каждого своя юрисдикция (общая, административная, хозяйственная)? К тому же, ни ХПК Украины, ни КАС Украины прямо не предусматривают подведомственности хозяйственным и административным судам дел, возникших из земельных правоотношений.

Делиться с коллегами историями о том, как административный суд отказался открывать производство по земельному делу, а в хозяйственном или районный, в свою очередь, также производства не открыли, сегодня почти моветон.

Учитывая, что проблема разграничения компетенции судов по земельным делам стала очевидной и все больше усугублялась - к ее решению присоединились все высшие органы судебной власти, даже Конституционный Суд Украины.

С него и начнем: 01.04.2010г. Конституционный Суд Украины вынес решение по делу № 10-рп/2010 по конституционному представлению Высшего административного суда Украины относительно официального толкования положений части первой статьи 143 Конституции Украины, пунктов "а", "б", "в", "г" ст. 12 Земельного кодекса Украины, пункта 1 части первой ст. 7 Кодекса административного судопроизводства Украины.

Конституционный Суд Украины считает, что решение земельных споров физических и юридических лиц с органом местного самоуправления как субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности относится к юрисдикции административных судов, кроме публично правовых споров, для которых законом установлен другой порядок судебного решения.

Но решение КСУ особой ясности не внесло, ведь и в дальнейшем существует вполне логичная позиция, согласно которой спор по обжалованию актов органов государственной власти, органов Автономной Республики Крым или органов местного самоуправления, на основании которых возникли гражданские права и обязанности (спор о праве), не является публично-правовым и рассматривается по правилам ГПК.

Высший хозяйственный суд Украины в Постановлении № 6 от 17.05.2011р. «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел по спорам, возникающим из земельных отношений» вопросу подведомственности посвятил целую главу.

ВХС разъяснил, что вопрос о том, подведомственно хозяйственному суду дело по спору, возникшему из земельных правоотношений, должен решаться в зависимости от того, какой характер имеют спорные правоотношения, т.е. являются ли они частноправовыми или публично-правовыми, и отвечает ли состав сторон по делу статьи 1 ГПК. С этой целью хозяйственным судам следует анализировать предмет иска, основания иска и содержание исковых требований.

Кроме того, в данном Постановлении говорится, что хозяйственным судам подведомственны только дела по спорам, возникающим из земельных отношений частноправового характера, то есть из отношений, урегулированных нормами гражданского или хозяйственного права и связанных с осуществлением сторонами гражданских или других имущественных прав на земельные участки на основе равенства.

Итак, если возник земельный спор с государственным органом или органом местного самоуправления, то это будет считаться частно-правовым, или публично-правовым спором?

ВХС считает, что частно-правовым, поскольку реализуя соответствующие полномочия, государственные органы или органы местного самоуправления вступают с юридическими и физическими лицами в гражданские и хозяйственные правоотношения. Следовательно, в таких отношениях государство или территориальные общины равны участниками земельных отношений с другими юридическими и физическими лицами, в том числе с субъектами предпринимательской деятельности.

Таким образом, согласно позиции ВХС, дела по спорам с участием государственных органов и органов местного самоуправления, возникающие из правоотношений, в которых государственные органы и органы местного самоуправления реализуют полномочия собственника земли, а также в других спорах, возникающих из земельных отношений частноправового характера , при соответствии состава сторон спора статьи 1 ГПК подведомственны хозяйственным судам.

Кроме того, индивидуальные акты органов государства или местного самоуправления, которыми реализуются волеизъявления государства или территориальной общины как участника гражданско-правовых отношений и из которых возникают, изменяются, прекращаются гражданские права и обязанности, не относятся к правовым актам управления, а споры по их обжалования имеют частноправовой характер, т.е. дела у них также подведомственные хозяйственным судам.

В завершение, ВХС отметил, что хозяйственным судам подведомственны дела по спорам, возникающим из публично-правовых отношений, в которых государство и территориальные общины через свои органы участвуют в целях реализации властных полномочий, а также дела, связанные с обжалованием правовых актов, направленных на осуществление полномочий управления в земельных отношениях.

Следовательно, при определении подсудности необходимо мешать, или государственные органы или органы местного самоуправления принимают участие в земельных отношениях как субъекты властных полномочий.

Но открытыми остаются другие, не менее сложные вопросы:

В какой суд обращаться, если в одном иске объединены сразу несколько требований, например о признании недействительным решения органа местного самоуправления или местной государственной администрации с исковыми требованиями, направленными на защиту прав на землю.

При этом, часто истцы, с целью выбора юрисдикции, применяют прием с «основным» и «производным» требованием. Например, обращаются в хозяйственный суд с требованием о признании недействительным договора аренды земельного участка и, как связанную с этим требование, просят отменить решение органа местного самоуправления. Если же эти требования поменять местами и обосновать их как «основную» и «производную» - можно будет обратиться в админсуд.

В отдельных судей существует позиция, что в таком случае истец должен разделить требования и обращаться с каждой в соответствующий суд. Например иск об отмене решения подать в административный, а о расторжении договора - в хозяйственный суд.

Но такая позиция представляется ошибочной, ведь нивелирует саму идею судебной защиты прав человека, приведет к неоправданному увеличению нагрузки на суды и увеличения срока рассмотрения дел (ведь, вероятно, суд остановит рассмотрение дела до разрешения дела административным).

Рассчитывать что законодатель внесет ясность в этот вопрос - бесполезно.

К тому же, если в течение следующих нескольких лет будет в конце концов открыто рынок купли-продажи земли, правовая неопределенность в разграничении компетенции судов исключит защите прав субъектов земельных правоотношений.

При таких обстоятельствах, учитывая ширину и разнообразие спектра земельных отношений, при обращении в суд, не лишним будет обосновать выбор истцом того или иного суда, сославшись при этом на практику высших органов судебной власти, в частности:

  • Постановление Верхового суда Украины № 7 от 16.04.2004г. «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел»;
  • Обобщение судебной практики рассмотрения хозяйственными судами дел по спорам, связанным с земельными правоотношениями, предоставлено Высшим хозяйственным судом Украины 01.01.2010г.;
  • Постановление Высшего хозяйственного суда "О некоторых вопросах практики рассмотрения дел по спорам, возникающим из земельных отношений» № 6 от 17.05.2011г..;
  • Решение Конституционного Суда Украины по делу № 10-рп/2010 от 01.04.2010г.

http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/EA005406.html