Б

Без ПДВ: начальники обласних Податкових зможуть блокувати накладні - коментар Юлії Демиденко для UBR

Депутаты объясняют свою инициативу заботой о малом и среднем бизнесе

Депутаты предлагают вернуть работу системы автоматического блокирования налоговых накладных по НДС в тестовый режим, который существовал до 1 июля 2017 года, но с дополнениями.

Автоматическая остановка НН осуществляться не будет, но руководитель областного управления ГФС получит право своим решением блокировать регистрацию любой накладной, которую служба посчитает рисковой. На принятие такого решения ему дается 8 рабочих часов.

Такие изменения норм Налогового кодекса содержатся в законопроекте №7115 от 15 сентября 2017 года, разработанном группой депутатов во главе с председателем комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной.

Зачем это нужно

Как известно, введение автоматической блокировки налоговых накладных с 1 июля 2017 года привело к массовой остановке регистрации налогового кредита по НДС у реально действующих предприятий. А не только у тех, кто использует схемы по регистрации фиктивного НДС в системе электронного администрирования налога. Особенно остро эта проблема проявилась в секторе АПК и среди малых и средних производственных предприятий.

Например, по данным Всеукраинской аграрной рады (ВАР), большое количество растениеводческих предприятий были лишены возможности реализовать собранный урожай.

Несмотря на то, что по данным налоговиков доля заблокированных накладных по сравнению с общим объемом регистрируемых документов ничтожно мала (0,3%), количество жалоб бизнеса за два месяца работы системы мониторинга критериев оценки рисков (СМКОР) постоянно росло.

По данным вице-президента УСПП Юлии Дроговоз, с просьбой о помощи в ее организацию уже обратились около 90 предприятий — представителей реального бизнеса, которые пострадали от процедуры остановки регистрации налоговых накладных.

«Каждый пример сопровождается аналитикой, историей вопроса и его решения, состоянием на сегодняшний день. Решить вопрос удалось по многим предприятиям, но далеко не по всем. У многих на фоне разблокировки старых накладных блокируются новые», — заметила Дроговоз.

В профильном комитете ВР обращают внимание, что фактического тестирования работы системы так и не было. Приказ Минфина (№567), которым были утверждены критерии остановки регистрации НН вступил в силу 20 июня 2017 года, то есть всего за 11 дней до окончания трехмесячного тестового режима.

Мало того, методология процедур блокирования и разблокирования накладных, а также расчета корректировки так и не была разработана полностью. Поэтому плательщики часто не понимают, на каком основании их накладные были заблокированы. И что нужно сделать для их разблокировки.

Авторы законопроекта перечисляют главные проблемы работы системы блокировки, среди которых также значатся:

  1. по техническим причинам система часто не принимает документы, которые подаются для разблокировки;
  2. специальная комиссия не успевает в отведенные сроки (5 дней) рассмотреть жалобы плательщиков;
  3. частые отказы в регистрации НН, которые ничем не отличаются от ранее зарегистрированных.


По данным ГФС, в июле из 105,5 тыс. остановленных НН комиссия разблокировала только 45,5 тыс. То есть, несовершенство системы приводит к блокированию 43% документов, которые не должны были бы задерживаться. А на 1 сентября этот показатель вырос до 61% (при остановке 103,7 тыс. накладных было потом разблокировали 63,3 тыс.).

Причин ухудшения ситуации, по мнению экспертов, множество — от технических до методических. Но в конечном итоге страдает реальный бизнес, который стал заложником новой системы. Данный законопроект, по словам Нины Южаниной, призван помочь исправить недочеты существующей системы, предоставив Минфину и налоговикам неограниченное время для отработки системы в тестовом режиме.

Что предлагается

Собственно, главная новация законопроекта заключается в том, что в случае его принятия можно будет зарегистрировать любую налоговую накладную. Даже если документ содержит ошибки в реквизитах (определены п.201.1 НК), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (товар или поставляемая услуга), период, стороны и сумму налога. Нельзя ошибаться только в указании кодов товаров (УКТВЭД) или услуг (ГКПУ).

При этом, как отмечают юристы, важно не отменять, а именно доработать существующую систему. Например, как предлагает партнер Адвокатского объединения «АФ «Актио» Владислав Червинский, целесообразно было бы не блокировать налоговую накладную сразу, а сначала предупредить о проблеме, дать срок на ее устранение (3-5 дней).

Депутаты, в частности, предлагают, чтобы в течение 8 часов после получения накладной налоговики присылали и продавцу, и покупателю электронные квитанции с уведомлением, что НН соответствует критериям рисковости. Которые, кстати, будет устанавливать ГФС, а не Минфин, как сейчас.

Как поясняют юристы, плательщик должен в течение 30 дней прислать в региональную ГФС документы, подтверждающие реальность операции по той же процедуре, по которой сейчас плательщик подает заявления и документы для регистрации автоматически заблокированной накладной. Если такие документы не поданы или региональная комиссия ГФС не подтверждает реальность операции, то налоговая может снять налоговый кредит с покупателя или отказать в возмещении НДС.

Пока с 1 июля в Украине действует норма: если накладная зарегистрирована, то ваш контрагент получает налоговый кредит, и Налоговая не может его снять.

«В процессе работы над законопроектом нам удалось отстоять защиту налогового кредита по накладным, которые не подпадают под критерий рискованности. Таким образом мы смягчили первоочередное предложение о полной отмене этой нормы для всех на время действия повторного тестового режима», — рассказал зампредседателя ВАР Михаил Соколов.

Заблокируют местные

Кроме того, для недопущения регистрации фиктивного налогового кредита недобросовестными компаниями законопроект предлагает дать право руководителям областных управлений ГФС применять процедуру остановки НН (под их персональную ответственность в отдельных случаях). И только тех из них, которые имеют наивысшую степень риска. Разблокировать ее можно будет так же, как и сейчас – путем обращения в региональную комиссию ГФС.

В Минфине выступают против этих новаций. В частности, отмечая, что данный проект не предусматривает продолжение тестового режима остановки налоговых накладных, а предлагает введение принципиально новой системы — реальной остановки налоговых накладных, которая содержит большие коррупционные риски.

Так как региональная налоговая получит возможность «по собственному желанию» останавливать любую налоговую накладную. А затем эти же люди будут принимать решение о разблокировке НН.

Плюс утверждение критериев на уровне ГФС — это потенциальный риск для злоупотреблений с критериями. А также нарушение принципа разделения функций контроля и формирования политики.

«Тестовый режим есть смысл продлевать, если Минфином будут доработаны и внедрены новые критерии для мониторинга сомнительных операций. Например, как ранее предлагалось министерством, по максимуму подогнать данные критерии под реальный бизнес: наличие основных фондов, земли, трудовых ресурсов, установить приемлемый процент наценки для разных индустрий бизнеса (критерий 1,5%) и т.д. Дать возможность, реально работающему бизнесу вообще не чувствовать, что такая система существует», — рассказала UBR.ua старший юрист ILF Елена Калинина.

Пока, по словам юриста ЮФ «Мисечко и Партнеры» Юлии Демиденко, автоматический мониторинг практически не различает реальный сектор экономики и фиктивный, как это было задумано.

«То есть существует примитивная система, которая не разграничивает обычную перепродажу от процесса производства. И относит налоговою накладную по этой операции к рисковым, что по «старому» означает признание налоговиками сделки «фиктивной». Но с точки зрения принятия оперативных мер, тестовый режим хотя бы даст возможность предприятиям возобновить свою работу на данном этапе», — заметила Демиденко.

http://ubr.ua/finances/taxes/bez-nds-nachalniki-oblastnykh-nalohovykh-smohut-blokirovat-nakladnye-3853820