А

Анулювання ліцензій за зв'язки з Росією – стаття Романа Сидоренко для «Юрист і Закон»

28 июня 2015 года вступил в силу Закон Украины от 02.03.2015 № 222 «О лицензировании видов хозяйственной деятельности».

Данным Законом были установлены новые требования к выдаче лицензий субъектам хозяйствования. В частности было уделено «особое» внимание к субъектам хозяйствования, контроль (решающее влияние) за деятельностью которых осуществляется со стороны государств, которые осуществляют вооруженную агрессию против Украины.

Установления факта контроля (решающего влияния) за деятельностью лицензиата лиц других государств, которые осуществляют вооруженную агрессию против Украины, согласно ст. 16 Закона Украины от 02.03.2015 № 222 является основанием для аннулирования лицензии.

Итак, рассмотрим порядок и основания аннулирования лицензий Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

В соответствии с Законом Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине», государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляет Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (далее - НКЦБФР).

Одной из форм государственного регулирования рынка ценных бумаг является выдача лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и обеспечения контроля за такой деятельностью.

Порядок лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также аннулирование таких лицензий осуществляет НКЦБФР в соответствии с законами Украины, регулирующих рынок ценных бумаг и с учетом Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности».

Аннулированием лицензии является лишение лицензиата права на осуществление вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, путем принятия органом лицензирования решения об аннулировании его лицензии.

Одним из оснований принятия решения органом лицензирования (НКЦБФР) об аннулировании лицензии является акт о документальном подтверждении установления факта контроля (решающего влияния) за деятельностью лицензиата лиц других государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины в значении, приведенном в статье 1 Закона Украины «Об обороне Украины», и (или) действия которых создают условия для возникновения военного конфликта, применение военной силы против Украины.

Остановимся на данном основании принятия решения об аннулировании лицензии органом лицензирования, поскольку данное основание является очень актуальным на сегодняшний день и получило уже достаточно резонансное обсуждение в обществе.

Таким образом, начиная с 28 июня 2015 года с даты вступления в законную силу Закона №222, НКЦБФР, установив у лицензиата факт контроля (решающего влияния) за деятельностью последнего лиц других государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины в значении, приведенном в статье 1 Закона Украины «Об обороне Украины», и (или) действия которых создают условия для возникновения военного конфликта, применение военной силы против Украины, имеет право принять решение об аннулировании лицензии такого субъекта.

Так, только за последние несколько месяцев Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку было принято ряд решений об аннулировании лицензии на осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке, в том числе таким компаниям как «СберБанк Россия», «ВТБ Банк», «Фондовая биржа «ПФТС».

Установление контроля за деятельностью лицензиата лиц - резидентов других государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины, осуществляется органом лицензирования путем осуществления проверки документов, подтверждающих отсутствие контроля, в значении, приведенном в статье 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», за деятельностью лицензиата лиц - резидентов других государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины в значении, приведенном в статье 1 Закона Украины «Об обороне Украины» и / или действия которых создают условия для возникновения военного конфликта и применения военной силы против Украины.

Таким образом, орган лицензирования для возможности документального оформления выявленного факта контроля над лицензиатом со стороны лиц государства-агрессора предварительно обязан провести проверку лицензиата согласно установленных процедур.

По результатам данной проверки, установив факт контроля (решающего влияния) за деятельностью лицензиата со стороны страны-агрессора должен быть составлен акт проверки, является основанием для принятия решения об аннулировании лицензии.

Акты должны содержать детальное изложение фактов нарушения законодательства, их обоснование.

На основании акта органом лицензирования принимается решение об аннулировании лицензии.

Лицензиат в течение срока вступления в силу решения органа лицензирования об аннулировании лицензии, вправе подать жалобу (апелляцию) в Экспертно-апелляционный совет по вопросам лицензирования, действие этого решения органа лицензирования приостанавливается до принятия решения специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования по апелляции Экспертно-апелляционной советом по вопросам лицензирования.

По результатам рассмотрения жалобы, Экспертно-апелляционный совет по вопросам лицензирования принимает распоряжение об удовлетворении или отклонении апелляции или о необходимости устранения нарушений законодательства в сфере лицензирования.

Также решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в суде.

Судебное обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства в соответствии с КАС Украины.

Что касается судебной практики об отмене решений органа лицензирования, то  административные суды только приступили к рассмотрению данной категории споров, и говорить об какой либо судебной практике пока рано.