Я

Як повернути товар в Інтернет-магазин - коментар Наталії Дейнеги для журналу «Деньги»

Не подошел или неисправен товар, купленный в Интернет-магазине? Его можно вернуть. Хотя сделать это не так уж и просто.
 
«В январе купил в Интернет-магазине планшет, который на следующий день выключился и потом вовсе отказался работать. Отвез в сервис на экспертизу, получил акт о заводской неисправности, а затем вернул устройство в магазин», – рассказывает системный администратор Роман Гальчинок. По его словам, никаких проблем с возвратом товара не возникло, кроме одной: коробка от планшета была немного порвана, за что покупателю неисправного товара пришлось заплатить штраф в размере 100 грн. «Деньги» выяснили, как правильно вернуть или обменять товар, купленный в онлайн-магазине.

Купили, да не то

Согласно закону «О защите прав потребителей», исправный товар, который по любым причинам не подошел покупателю, можно вернуть в течение 14 дней с момента оформления покупки. В случае покупки в Интернет-магазине – со дня доставки и оплаты курьеру. Для возврата необходимо приехать в офис Интернет-магазина с товаром, гарантийным талоном, чеком, написать заявление и получить деньги. Обменять товар на аналогичный либо иной по такой же стоимости или дороже (с доплатой) вполне возможно: для этого нужно пройти описанную процедуру возврата товара, а затем оформить покупку нового.

Казалось бы, все очень просто, если бы не сам закон. «Конкретной процедуры возврата товаров закон не предусматривает, поэтому такая процедура устанавливается по согласованию сторон, с учетом положений закона», – отмечает юрист ЮФ «Мисечко и партнеры» Наталья Дейнега. Поэтому-то Интернет-магазины часто устанавливают свои правила игры. Некоторые торговцы в условия возврата мобильных телефонов вносят такой пункт, как «на счётчике телефона не должно быть более 5 минут разговоров». А ведь это не более чем «самодеятельность». «Ограничение по количеству минут разговора, как правило, условное. Отказ в обмене телефона при общей длительности разговора 10 минут может быть оспорен, так как не регламентируется законодательно», – говорит Владимир Свительский, директор Интернет-магазина «5Ок».

На сайтах онлайн-магазинов часто можно увидеть также такие условия возврата товара: «товар должен быть полностью укомплектован и не нарушена целостность упаковки». Но ведь чтобы проверить работу того же холодильника, его нужно достать из картонной коробки, которую при этом придется разрезать. А значит, целостность упаковки нарушается. Юристы говорят, что закон не запрещает потребителям ломать и резать упаковки. «Чтобы воспользоваться правом вернуть товар, необходимо его сохранить в проданном виде, иметь квитанцию и гарантийный талон. То обстоятельство, что покупатель разорвал коробку, в которой товар был упакован, не может быть причиной для отказа в возврате товара», – уверен адвокат, начальник юридического отдела АК «Кравец, Новак и партнеры» Юрий Бабенко.

Но на практике, если упаковка повреждена, вернуть товар в магазин сложно, хотя возможно (пусть и со скандалом). Гораздо меньше шансов вернуть покупку, если упаковку (или ее часть) потеряли или попросту выбросили. «Купив посудомойку, мы были уверены, что она нам подходит. Однако оказалось, что это не встраиваемая модель, а нам нужна была именно встраиваемая в мебель. Интернет-магазин принимать покупку отказался, сославшись на то, что верхняя картонка (часть упаковки) была утеряна», – рассказывает киевлянка Рената Кацур.

Во избежание подобных ситуаций необходимо сохранять упаковку от купленного телевизора, планшета или телефона минимум 14 дней после оформления покупки, а еще лучше – в течение всего срока действия гарантии.

По чьей вине поломка

«Факт неисправности не является основанием для возврата товара (за исключением случаев, когда неисправность выявлена в момент передачи товара). Право на ремонт у клиента сохраняется в любом случае (независимо от факта проверки), равно как и право на возврат неремонтопригодного товара», – отмечает г-н Свительский. Согласно закону, неисправный товар должен быть доставлен в сервисный центр, где его обязаны исследовать и устранить неисправности. «В случае выявления существенных недостатков товара, в том числе его полной неисправности, которая возникла по вине производителя, покупатель имеет право требовать расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы», – говорит Наталья Дейнега.

После получения заключения сервисного центра о том, что устройство не подлежит ремонту или длительность работ сервиса превысит 14 дней, товар можно вернуть в Интернет-магазин. Впрочем, и здесь покупателя ждет подвох.

Нередки ситуации, когда товар ремонтируют, после чего он снова и снова ломается, его снова и снова ремонтируют, не предоставляя заключения о невозможности полностью устранить поломку. В такой ситуации нужно не стесняться обратиться в магазин, предъявив все акты сервисного центра о ремонтах, и потребовать замены товара или возврата денег. Главное, чтобы в заключениях сервис не указал причиной поломки «неправильную эксплуатацию товара потребителем».

«Если недостатки не являются существенными, покупатель может потребовать уменьшения стоимости товара, бесплатного устранения недостатков или возмещения расходов на их устранение. Если же имеются существенные недостатки, покупатель может требовать замены товара на такой же или на аналогичный или возврата уплаченных за товар денег», – уверен г-н Бабенко. Кстати, многие онлайн-магазины на своих страницах в Сети утверждают, что товар нельзя вернуть или обменять, если он эксплуатировался. Однако такое требование торговцев незаконно. Вернуть или обменять неисправное устройство, которое, естественно, уже использовалось, можно. Для этого у покупателя должны быть необходимые документы (чек, гарантийный талон, инструкция), комплектующие (например, блок питания, батарея, наушники, т. д.), а также заключение сервисного центра. Да, еще придется найти картонную коробку (упаковку) – это один из основных козырей в борьбе магазина против потребителя.

http://dengi.ua/clauses/95841_Kak_vernut_tovar_v_Internet-magazin.html