Я

Як отримати компенсацію, якщо автомобіль поламався по вині дорожніх служб - коментарі Володимира Місечко для журнала Статус

Как возместить ущерб за ремонт служебного автомобиля, пострадавшего из-за городских служб, а также связанные с этим потери в бизнесе?

Евгений Калужный, частный предприниматель:
«Моя деловая деятельность связана с встречами с контрагентами и партнерами по бизнесу. Поэтому исправное состояние служебного автомобиля для меня – более чем важно. Но вот недавняя авария, произошедшая по вине городских служб из-за плохого состояния дороги, надолго вывела его из строя. На время ремонта машины пришлось арендовать другую, не вполне подходящую, и тратить, понятно, лишние средства. 

На эстакаде внешней стороны кольца, в районе съезда на улицу, попал правым передним колесом в огромную дыру глубиной около 15 см и размером 0,7 на 1 м с острыми краями. Разбил подшипник ступицы, рычаги подвески и амортизатор. В течение часа туда попали еще около 20 авто. У некоторых машин пострадало рулевое управление – вытекло масло из гидроусилителя, у других по одной стороне «в кашу» разбились оба колеса и подвеска. Все собрались справа на мосту, потом произошли две аварии. Сначала «Нива» пропорола колесо о край ямы. Водитель испугался и ударил по тормозам. На спущенном колесе машину развернуло, и «Нива» врезалась «шестерку». Чуть позже прямо около моей машины «бычок» въехал в зад резко затормозившей «Газели». Гаишники выписали всем желающими справки о ДТП, в которых виновником значится обслуживающая этот участок дороги организация. Адвокаты уверяют, что теперь можно подавать на дорожников в суд и очень просто выиграть дело.

Я бы с удовольствием подал в суд, но не знаю, сколько времени займет беготня с заявлениями. Уже выложил за ремонт машины 1595 грн. и боюсь предположить, что меня еще ждет после сход-развала, на котором может вылезти, что подвеску нужно менять.

Знаю, что с такой проблемой встречаются едва ли не все водители. Сегодня, в связи с подготовкой страны к Евро, много дорог на ремонте, объезжать их приходиться по трассам, которые и дорогами-то назвать сложно. Сколько машин вырывают себе подвеску и разбивают колесные диски в глубоких ямах – никто не считал, потому что водители нечасто вызывают в такой ситуации гаишников – только для оформления выплат по страховке. Мой партнер, к примеру, рассказал, как три машины улетели в кювет в повороте из-за того, что на дороге было разлито масло. Их иск был коллективный. Они очень долго судились, но дело выиграли. Дорожники на все их претензии отвечали, что они уже ехали к месту аварий, чтобы убрать масло и поставить предупреждающий знак, но просто не успели».

Оценка ситуации

Владимир Мисечко, управляющий партнер ЮФ «Мисечко и Партнеры»: 

«К сожалению, такие ситуации возникают довольно часто, так как покрытие наших дорог оставляет желать лучшего. Обязанности владельцев автомобильных трасс, улиц и железнодорожных переездов в таких конфликтах определяет Закон Украины «О дорожном движении». Он прямо требует от собственника дороги компенсировать ущерб, нанесенный владельцу машины плохим качеством автополотна. 

Зачастую в таких ситуациях суды становятся на сторону водителей. Исключением из этого правила может быть подача иска не к тому ответчику. Ведь законодатель четко не определил, кому именно принадлежат наши автомагистрали. В одном случае это может быть государственная служба автомобильных дорог Украины, в другом – органы местного самоуправления, в третьем – предприятия, уполномоченные ремонтировать трассы. Кроме этого, суды отказывают водителю в его требованиях, если между дорожно-транспортным происшествием и состоянием дороги отсутствует прямая связь. Например, когда основной причиной ДТП стало не отсутствие ремонта дороги, а нарушение водителем правил дорожного движения».  

Рекомендации

Владимир Мисечко, управляющий партнер ЮФ «Мисечко и Партнеры»: 

«Перед тем как обратиться в суд с исковым заявлением, владельцу автомобиля необходимо собрать доказательства того, что его требования обоснованы. Так как ущерб предпринимателю был нанесен из-за плохого состояния дороги, ему необходимо собрать следующие документы:

1. Доказательства нанесения вреда автомобилю ненадлежащим качеством покрытия дорожного полотна. Это могут быть: протокол об административном правонарушении; протокол осмотра транспортного средства; пояснения свидетелей.
2. Доказательство размера ущерба, причиненного собственнику транспортного средства. Это может быть соответствующее заключение эксперта о материальном вреде и суме восстановительного ремонта автомобиля.
3. Доказательства иных расходов, связанных с данным дорожно-транспортным происшествием (оплата экспертизы, услуг эвакуатора, прочее). Ими могут быть договор об оказании услуг и квитанции об их оплате.