В

Відповідальність за нестачу і псування вантажу - стаття Вадима Кухти для «Юрист і Закон»

Перевозка грузов связана с риском их порчи или утраты, поэтому неудивительно, что договорные отношения предусматривают ответственность в случае наступления подобных обстоятельств. Ведь такая ситуация не соответствует тому, к чему стороны стремились при заключении соответствующего договора, а именно: исполнение должным образом обязательства, что свидетельствует о достижении каждой из сторон правоотношения поставленной цели. 

Организация услуг, связанных с перевозкой, или сама перевозка грузов зачастую обусловливается сторонами с помощью договора перевозки или транспортного экспедирования. Отношения, возникающие вследствие заключения вышеупомянутых договоров, имеют некоторые общие черты. Это объясняется тем, что они сосредоточены вокруг, условно говоря, перемещения груза из точки А в точку Б. Однако вместе с этим рамки ответственности в каждом отдельном случае могут отличатся.

Согласно пункту 2 статьи 924 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК) перевозчик отвечает за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятых к перевозке грузов, багажа, почты в размере фактического ущерба, если не докажет, что это произошло не по его вине. Почти так же устанавливает ответственность пункт 1 статьи 314 Хозяйственного кодекса Украины (далее – ХК), а именно: перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине.

Аналогичная норма об ответственности экспедитора (статья 934 ГК) отсылает к общим последствиям нарушения обязательств. Но уже абзац первый статьи 14 Закона Украины "О транспортно-экспедиторской деятельности" гласит, что экспедитор отвечает перед клиентом за количество мест, вес (если проводилось контрольное взвешивание в присутствии представителя перевозчика, что зафиксировано его подписью), соответствие упаковки согласно данным товарно-транспортных документов, заверенных подписью представителя перевозчика, если иное не установлено договором транспортного экспедирования.

  • Экспедитор отвечает перед клиентом за количество мест, вес, соответствие упаковки, если иное не установлено договором транспортного экспедирования.

Как видим, закон более четко определяет ответственность экспедитора. Также следует заметить, что экспедитор несет ответственность за действия привлеченных им третьих лиц перед клиентом (пункт 2 статьи 932 ГК, абзац третий статьи 14 Закона "О транспортно-экспедиторской деятельности"). Вместе с этим он имеет право взыскать с таких привлеченных лиц компенсацию за недолжным образом выполненное обязательство в порядке регресса.

Также следует отметить, что при формулировке условий ответственности нормы законодательства обращают внимание на такой факт, как наличие вины. Это объясняется тем, что согласно абзацу третьему пункта 2 разъяснения Высшего арбитражного суда Украины "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с возмещением ущерба" № 02-5/215 от 01.04.94 г. как в случае невыполнения договора, так и по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба, действующее законодательство исходит из принципа вины контрагента или лица, причинившего ущерб. Поэтому наличие вины является главным предлогом ответственности экспедитора или перевозчика за недостачу или повреждение перед клиентом (грузоотправителем)

  • Наличие вины является главным предлогом ответственности экспедитора или перевозчика за недостачу или повреждение перед клиентом (грузоотправителем).

В связи с этим важную роль играет правильное оформление основных документов (товарно-транспортных накладных) на перевозку и также наличие дополнительных документов, если это вызвано особенностями перевозки груза. Поскольку в противоположном случае уже сам грузоотправитель будет нести ответственность. Например, пункт 24 Устава железных дорог Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 06.04.98 года № 457, предусматривает, что грузоотправители несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в накладной.

Кроме самого оформления документов на перевозку, необходимо обращать внимание на нормативы естественной убыли и порядок приемки груза по количеству и качеству. В первом случае, если будет обнаружена недостача в пределах установленной законом естественной убыли, такой, например, как усушка, утруска и т. д. (зависимо от того, что перевозится), то перевозчик освобождается от ответственности. В другом же случае участники договорных отношений перевозки нечасто регламентируют особенности приемки грузов. И только при наличии фактов недостачи или повреждения обращаются к таким инструкциям, как № п-6 и № п-7, которые определяют порядок приемки продукции по количеству и качеству.

  • Кроме самого оформления документов на перевозку, необходимо обращать внимание на нормативы естественной убыли и порядок приемки груза по количеству и качеству.

Регламентация порядка приемки продукции является важной, поскольку при правильном исполнении всех инструкций проще установить вину перевозчика, а также при каких обстоятельствах был причинен ущерб. Поэтому каждое нарушение договорных обязательств, особенно касательно качества или количества груза, должно сопровождаться соответствующими актами, которые оформлены уполномоченными лицами и в которых отражается суть нарушения.

Кроме этого, недостача или повреждение груза может устанавливаться с помощью экспертизы. Так, например, согласно нормам пункта 13.6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 14 октября 1997 года № 363, в случае, если при обнаружении недостачи, повреждения или порчи грузов стороны не пришли к согласию в определении их причин и суммы, на которую уменьшилась стоимость груза, по требованию одной из них производится экспертиза в бюро товарных экспертиз либо другими компетентными организациями или физическими лицами. Следовательно, по результатам экспертизы будет установлена виновная сторона и размер ущерба, причиненный нарушением договорного обязательства.

Каждое нарушение договорных обязательств, особенно касательно качества или количества груза, должно сопровождаться соответствующими актами, которые оформлены уполномоченными лицами и в которых отражается суть нарушения.

Также ответственность перевозчика, а точнее, ее пределы, может зависеть от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка. В таких случаях пострадавшая сторона имеет право рассчитывать только на ту компенсацию, которая установлена законом. Так, например, пункт 20.5.1 Правил воздушных перевозок грузов, утвержденных приказом Госавиаслужбы от 14 марта 2006 № 186, определяет в отношении ущерба, нанесенного в случае уничтожения, потери, повреждения либо задержки всего или части груза, ограниченную ответственность перевозчика в сумме 19 специальных прав заимствования за килограмм брутто.

Такая норма отображает подобный подход, закрепленный в Конвенции об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года, которая применяется, в частности, при международной перевозке грузов, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна.

ВЫВОД:

Таким образом, решение вопроса ответственности за недостачу и порчу груза зависит от того, как регламентированы условия перевозки отдельного груза, порядок его приемки и другие особенности, обусловленные его спецификой. Также необходимо обращать внимание на правильность оформления документов, сопровождающих перевозку, поскольку они составляют основу доказательной базы в вопросе ответственности за недостачу и повреждение груза. И, конечно же, вместе с этим нужно учитывать при взыскании компенсации вид перевозки и соответствующее законодательное регулирование.