C

Скільки коштує жити в України? Коментарі Романа Сидоренко для журналу "Деньги"

Две трети украинцев хотя бы раз в жизни давали взятку, - говорят исследователи.

А вот «Деньги» уверены, что давать взятки приходилось практически всем экономически самостоятельным украинцам. Сколько и за что платят соотечественники чиновникам?

«Взятка - плохое слово. Но в наших реалиях нельзя рассчитывать на качественное предоставление услуг без «мотивации» госслужащих. Понимаешь, им ведь тоже за что-то жить надо«, - убеждает корреспондента «Денег« сотрудник районного ОВИРа. «Вот в ресторане за то, что тебя хорошо обслужили, ты ведь оставляешь чаевые? А мы чем хуже?», - выкладывает собеседник последний аргумент.

Удивительно, но факт, многие из «дающих» придерживаются такого же мнения. «Всегда, когда вызываю врача на дом, даю 50 грн. Учителям сына на все праздники - по 100 грн. плюс конфеты-цветочки. В паспортный стол - всегда 100-200 грн. плюс шоколадка. А как иначе?», - рассказывает киевлянка Виктория, которая просила не упоминать ее фамилии.

В этом месте стоит провести разграничение понятий. Благодарность, взятка, подкуп - на первый взгляд, все это грани одного явления. Но, по сути, это абсолютно разные вещи. Банально? Но факт. В свое время в Уголовном уложении Российской империи различали мздоимство (получение «благодарности») и лихоимство («вымогание» взятки).

Выданная постфактум «благодарность» врачу, который внимательно отнесся к пациенту/вылечил/помог - это одно. А если эскулап до предоставления услуг озвучил их стоимость (речь не идет о платных клиниках) - совершенно другое. Во втором случае пациент или его родственники оказываются в ситуации «или платишь и получаешь лечение, или не платишь и доживаешь, как есть».

Есть и другая сторона вопроса - подкуп или вымогательство? К примеру, если абитуриенту одним из условий поступления называют перечисление 10 тыс. грн. на счет преподавателя, то это вымогательство взятки. А если родители абитуриента, не сдавшего экзамены, предлагают декану «договориться», то это уже подкуп. В нашей статье речь пойдет не о благодарности и не о подкупе, а именно о взятках, которые госчиновники в той или иной форме вымогают за услуги, которые обязаны предоставлять на бесплатной основе.

Жизнь за взятку
Украинцы сталкиваются со взяточничеством с рождения. Большинство будущих мам предпочитают «договариваться« с врачом, который будет принимать роды. «Рожать по скорой« просто страшно. Ведь не знаешь, на какого врача попадешь. Говорят, «бесплатных« рожениц врачи игнорируют, каждый следит только за «своими пациентками«, - объясняет Екатерина Павленко. Ей рожать только через четыре месяца, но она уже выбрала врача и согласовала условия.

Более опытные мамы, рожающее второго или третьего ребенка, на договоренностях не заморачиваются. «На первые роды мы договаривались с врачом, второго родили без договоренностей. И, я скажу, нормально к нам относились. И врач была внимательная, и акушерка очень поддерживала«, - говорит Ирина Коваленко, мама двоих детей.

Неофициальная стоимость родов в столичных роддомах колеблется от 5 до 10 тыс. грн. Если предстоит «кесарево« - от 8 до 16 тыс. грн. Однако, как выясняется, оплата услуг врача не гарантирует высокого качества этих услуг. Бывали случаи, когда доктор, взяв «гонорар«, даже не приезжал на роды.

«Я не против договоренностей. Роженице легче, если она знает человека, который принимает у нее роды. Но я бы не советовала платить врачам наперед. Понравится, как все прошло, вот тогда и отблагодарите. А если человек сразу называет таксу и просит деньги вперед - это, извините, не врач. И к такому даже за деньги не стоит идти«, - объяснила корреспонденту «Денег« акушер-гинеколог одного из столичных роддомов.

Как дети в школу
Как только чадо подрастает, родители начинают ломать голову над тем, как устроить его в садик. В 2013 году начала действовать новая система записи в детские сады, которая была призвана искоренить коррупцию в этой сфере. По всей стране были созданы Центры административных услуг (ЦАУ), где можно оформить заявку на поступление ребенка в сад. Родители могут выбрать пять любых детских учреждений в районе, где расположен Центр адмуслуг. Причем наличие прописки именно в этом районе не требуется.

Сотрудники Центра передают заявки в садики, выбранные родителями, и, если там есть места, заведующий связывается с родителями и приглашает на встречу. При этом заведующий не имеет права взять ребенка без заявки, оформленной через Центр административных услуг, или брать ребенка вне очереди.

Однако таким образом законодатели еще больше усложнили процесс оформления ребенка в садик. Раньше распределение детей в сады происходило по территориальному признаку. Каждый дом относился к какому-нибудь садику, и заведующий не мог отказать в приеме ребенку, родители или один из родителей которого имеет соответствующую прописку. Теперь же, даже если прописка есть, заведующий садиком легко может отказать в приеме на основании того, что нет мест.

Мы подали заявку через ЦАУ в конце апреля. Выбрали пять садиков, не самых навороченных. Но, как выяснилось, в первом саду мы 14-е в очереди, во втором - 21-е и т. д. Дочке 4,5 года и ее могут взять, только если место освободится. В одном из садиков нам сказали, что мы вообще 72-е, но предложили решить вопрос. Я глянула на эти обшарпанные стены и поняла, что лучше заплачу за частный садик», - рассказывает киевлянка Алина Петращук.

Со взяточничеством сталкиваются не только мамы дошколят, но и родители школьников. Хотя, надо сказать, что с оформлением в школу таких сложностей обычно не возникает. Регулярные поборы «на учебники», «на ремонт» и т. д. - часть привычного учебного процесса, к которым большинство родителей относятся с пониманием. «Какое у них там финансирование? Еле-еле учителям на зарплаты хватает. Не вижу ничего ужасного в том, чтобы купить хороший учебник или заменить окна в классе. В конце концов, моему же ребенку в нем учиться«, - рассуждает предприниматель, папа второклассника, Евгений Жук.

Однако не все родители знают, что директора школ тоже умеют зарабатывать на доверчивых родителях. После того как родительский комитет согласовал ремонт класса, замену окон или утепление стены, директор может оформить заявку в Управлении образования на получение финансирования для проведения ремонта. Таким образом, ремонт фактически проводится, но за государственные деньги, а собранное с родителей директор кладет в карман.

Путевка в жизнь
После внедрения системы общегосударственного тестирования (ЕГЭ) брать взятки за поступление в вузы преподавателям стало несколько сложнее. Ведь для того, чтобы абитуриент был в принципе допущен к экзаменам, он должен набрать минимум 124 балла по непрофильным предметам и 140 баллов - по профильным. Причем вуз имеет право поднимать проходной порог по профильным предметам до 180 баллов. То есть круг потенциальных взяткодателей у аферистов «от науки» заметно сузился.

Тем не менее, в Интернете до сих пор «гуляют» объявления «Помогу при поступлении в вуз. 100% гарантия». Но преподаватели утверждают, что это мошенники, которые берут у доверчивых абитуриентов деньги и просто исчезают. Никаких связей в вузе у них нет, и отыскать таких аферистов потом нереально.

Единственное «окно возможностей», позволяющее подтасовать результаты, - это период между первым и вторым объявлением результатов. В первую очередь в число студентов попадают те, кто оставил оригиналы документов. Поэтому члены приемных комиссий могут по договоренности обзвонить нужных людей, чтобы они успели первыми подать оригиналы документов.

Работа за деньги
В депрессивных регионах проблематично устроиться без взятки на госслужбу - даже на довольно скромные позиции. Удивительно, но обычным медсестрам, чтобы получить место в районной поликлинике, приходится за это платить (2-3 тыс. грн.). Место врача также не достанется бесплатно. В зависимости от специальности и престижности лечебного учреждения за трудоустройство могут «попросить» от 4 (обычный терапевт в районной поликлинике) до 30 тыс. грн. (хирург в столичном профильном учреждении). И это при официальной зарплате 4-5 тыс. грн. Неудивительно, что медработники тут же начинают брать взятки.

Похожая история с ГАИ, МВД и прочими силовыми ведомствами. Только цена вопроса в десятки раз выше - там, где берут деньги за должность. Стоимость «кресла» зависит от его «хлебности». Должность обычного инспектора ГАИ продают за 8-12 тыс. грн., начальника МРЭО - от 100 до 800 тыс. грн. Стать низовым сотрудником УБЭП и УБОП обойдется в 10-30 тыс. грн. После этого не стоит удивляться тому, что в «органах» есть взяточники: им же надо «отбить инвестицию» в должность.

Дело житейское
Еще одно благодатное поле для взяточничества - оформление разнообразных документов и разрешений. К примеру, загранпаспорт официально стоит 377 грн. Но, как известно, в ОВИРах часто «нет бланков», а чтобы они появились, достаточно сверх положенных платежей заплатить 500-800 грн.

Особая тема - узаконивание перепланировок и строительства домов. Эти процессы настолько запутанны и затянуты во времени, что самостоятельно справиться с этим могут только люди, знающие систему изнутри. «Мы объединили кухню с балконом, стена не несущая. Возникла необходимость продать квартиру, а значит, и узаконить перепланировку. Два месяца я потратила на беготню с бумажками. Пока одна из сотрудниц БТИ не «пожалела» меня и не направила в компанию, которая занимается этим профессионально. Уверена, что «добрая» барышня получила свой интерес за клиента, но мне уже было все равно. Я слишком устала», - рассказывает Яна Клименко.

Печально, что вымогатели пытаются нажиться даже на нетрудоспособных гражданах. К примеру, в 2012 году был задержан сотрудник Луганского подразделения Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве, который требовал от горняков «откаты» за получение положенных страховых выплат. «Такса» - 3000 грн. за решение. В Пенсионном фонде также можно «нарваться» на взяточника. Несмотря на наличие инструкций и прочих нормативных актов, согласно которым должна начисляться пенсия, у сотрудников ПФ есть некоторое место «для маневра». Можно не учесть какой-то коэффициент или посчитать пенсию не по самой высокой зарплате. «Правильный» подсчет пенсии стоит от 2 до 8 тыс. грн. в зависимости, собственно, от назначенного размера.

Есть альтернатива?
Вымогательство и получение взятки являются преступлениями и караются штрафом от 17 до 15,5 тыс. грн., лишением свободы на срок от 2 до 4 лет и права занимать соответствующие должности на срок до 3 лет (ст. 368 УК Украины). Однако дача взятки также является преступлением (ст. 369 УК Украины). «Санкция данной статьи предусматривает либо штраф от пятисот до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (8,5-12,75 тыс. грн.), либо ограничение свободы от двух до четырех лет, либо лишение свободы на тот самый срок», - говорит адвокат, управляющий партнер ЮК «Чернобай и партнеры» Олег Чернобай.

Конечно, если обе стороны пришли к согласию, выявить факт дачи взятки крайне сложно. Дела о взяточничестве в 99% раскрываются в случае обращения пострадавшей стороны в правоохранительные органы. «Человек, который обещал или предоставил неправомерную выгоду, освобождается от ответственности, если у него эту выгоду вымогали, и после обещания/дачи взятки он добровольно заявил о случившемся», - утверждает юрист ЮФ «Мисечко и партнеры» Роман Сидоренко.

Однако, учитывая тотальное недоверие украинцев к правоохранительным органам, можно понять людей, которые не стремятся заявлять о вымогательстве в милицию. Есть ли альтернатива? Конечно, есть. 80% услуг, которые предоставляют государственные службы, можно получить у «частников». Многие представители среднего класса, уставшие от «совкового сервиса», ходят к врачу в частную поликлинику, покупают медицинские полисы, отдают детей в частные сады и школы.

Оставшиеся 20% услуг тоже можно получить без взяток. Здесь главное - терпение и дотошность, рассказывает частный предприниматель из Киева Анна Березецкая. «Если мне намекают, что «можно было бы ускорить», я говорю, что меня устраивают предусмотренные законом рамки и варианты. Самые сложные места на моей памяти - пенсионный фонд и БТИ. Но и там можно все пройти без взяток, просто это долго, сложно и неприятно», - говорит Анна, которая принципиально не дает взяток. «Я полагаю, что никто не принесет мне на блюдце правовое общество. И если я хочу, чтобы хотя бы мои дети жили в нем, я начинаю с себя», - уверена она.

Как чиновники маскируют вымогательство:

  • «Давайте я запишу Вам свой телефон» (рядом с номером телефона указывается сумма);
  • «Сейчас это сделать невозможно, но мы готовы искать пути решения проблемы»;
  • «У Вас очень сложная ситуация. Рекомендуем для начала обратиться в компанию N. Они подскажут, как решить Ваш вопрос»;
  • «На сайте www.NNN.ua есть подробное описание решения Вашего вопроса» (сайт посредника для дачи взятки);
  • «Наше учреждение остро нуждается в…»;
  • «Какой у Вас интересный телефон/часы/ноутбук. Давно хочу себе такой же».

Что делать, если чиновник вымогает взятку?

  • вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку;
  • внимательно выслушать и точно запомнить поставленные условия (размеры сумм, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);
  • постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое место для следующей встречи;
  • поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки;
  • не брать инициативу в разговоре на себя, позволить потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить как можно больше информации;
  • если считаете, что совершаются преступные действия, обратиться в правоохранительные органы по месту жительства или в вышестоящие органы организации, в которой работает вымогатель с устным или письменным сообщением о вымогательстве.

http://dengi.ua/clauses/120641_Skolko_stoit_zhit_v_Ukraine.html