С

Скільки грошей можуть відсудити українські водії у Volkswagen – коментар Володимира Місечко для UBR

Юристы ожидают массовых исков по делу "неправильных" дизельных авто

Скандально известный "дизельгейт" докатился и до нашей страны. Войну с концерном Volkswagen начал рядовой украинец, владеющий дизельной моделью Passat 2012 года выпуска. В январе этого года он подал обращение в АМКУ с просьбой расследовать антиконкурентные действия этого производителя, который, якобы, указав неправильные данные по выбросам вредных веществ в атмосферу в технической документации, вводил тем самым потребителей в заблуждение.

Если Антимонопольный комитет признает правоту водителя, украинские суды может захлестнуть вал исков от обманутых автовладельцев. Но даже если контролеры проигнорируют запрос, выиграть дело против продавца "нечестных" машин и получить компенсацию вполне возможно, уверены юристы.

Грязная история

Напомним: в прошлом году контролирующие органы США обвинили группу Volkswagen в манипуляциях с показателями выбросов дизельных двигателей (реальные цифры превышали указанные в технической документации в десятки раз). Сам производитель под грузом доказательств был вынужден признать свою вину.

"Неправильными" являются дизельные авто, выпущенные в период с 2009 по 2015 гг., а это порядка 11 млн. машин по всему миру. В США уже были инициированы массовые судебные иски к автоконцерну. Сумма компенсаций, которые он может выплатить обманутым водителям составляет около $18 млрд. (компания уже зарезервировала для этих целей $6,5 млрд.). Расследование по этому делу сейчас ведет также Еврокомиссия. Данные по выбросам дизельных двигателей у производителя запросил и Росстандарт.

В нашем Антимонопольном комитете запрос UBR.ua о том, дан ли ход жалобе украинского автовладельца, прокомментировать не смогли. Но, скорее всего, контролеры будут вынуждены на нее отреагировать и начать расследование.

Партнер АО "Правовая группа "Доминион" Михаил Гончарук говорит, что украинцам, которые надумают судиться с Volkswagen, технологически и процедурно лучше дождаться решения АМКУ, а потом уже обращаться в суд. Но, как показывает расследование может затянуться на неопределенное время. Не исключено, что с выводами антимонопольщиков наши водители смогут ознакомиться в конце этого, а то и в следующем году.

Украинский "выхлоп"

Но многие водители, как полагают эксперты, начнут оккупировать суды без "одобрения" контролеров. Глава Autoconsulting Олег Омельницкий уверен, что желающих отсудить у импортера Volkswagen (компания "Порше Украина") денег будет немало. И среди них не только частные автовладельцы, но и корпоративные клиенты.

"Эти машины активно закупали для автопарков многие компании, в том числе, представительства международных корпораций. Многие из них давно формируют "зеленый" имидж, так что могут потребовать еще и компенсации за нанесение ущерба деловой репутации", — считает эксперт.

С 2009 по 2015г в Украине было продано более 54 тыс. авто Volkswagen. Понятно, что далеко не все из них дизельные и даже среди дизелей не все оборудованы тем самым "нечестным" двигателем. Сколько в нашей стране машин, по которым могут быть начаты споры, точно неизвестно.

"Но в любом случае речь идет о нескольких тысячах авто", — предполагает Омельницкий. "Порше Украина" ранее распространила информацию, что ждет автовладельцев на техосмотры и, якобы, готова исправить выявленные погрешности. Но сейчас в компании этот вопрос не комментируют.

"На мой взгляд, украинский дистрибьютор VW еще не до конца осознал масштаб проблемы. PR-служба вместо того, чтобы открыто и широко информировать общественность о возможных последствиях, количеству автомобилей, подпадающих под отзывную кампанию в Украине и самой ее процедуре, избрала тактику дозирования информации. Из-за этого украинские водители зачастую не знают в чем суть глобального скандала и как признанные факты уже на уровне штаб-квартиры VW Group относятся к их конкретному автомобилю. Если бы информирование велось лучше, то и причин для исков было бы гораздо меньше", — считает Омельницкий.

Доказательная база

Главный вопрос, который сейчас интересует автовладельцев и широкую общественность — каковы шансы на успех у тех, кто все- таки решит судиться с автомобильным гигантом.

У юристов и экспертов нет единой точки зрения на этот счет. Михаил Гончарук считает, что подобные дела весьма перспективные. "Дело в том, что в данном случае автопроизводитель по всему миру признался в мошенничестве. Это значительно упрощает разрешение спора о компенсации. В том же заявлении, которое находится на рассмотрении в АМКУ, акцентируется внимание на нарушении автогигантом норм законодательства Украины о защите от недобросовестной конкуренции. В соответствии со статьей 24 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" лица, которым нанесено ущерб, могут обращаться в суд с иском о его возмещении", — пояснил он UBR.ua.

И добавил, что вал судебных обращений может подхлестнуть и тот факт, что для водителей они будут бесплатными, ведь по искам о защите прав потребителей судебный сбор не взымается.

Подводные камни

Управляющий партнер ЮФ "Мисечко и Партнеры" Владимир Мисечко настроен менее оптимистично. "Для возможного начала защиты прав владельцев автомобилей, необходимо установление факта недобросовестной конкуренции со стороны ООО "Порше Украина" (как официального представителя Volkswagen Group в Украине). То есть, нужно доказать, что заявленные данные в технической документации и рекламных материалах не соответствуют действительности. Согласно ст. 15 Закона "О защите прав потребителей", в случае, если предоставление недостоверной информации повлекло причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, последний вправе требовать возмещения убытков", — сказал он UBR.ua

То есть, заявитель должен доказать факт наличия ущерба, полученного им от покупки данного автомобиля. "Кроме этого, законодательством также предусмотрена возможность заменить или вернуть товар. Это возможно в двух случаях: если невозможно использовать продукцию по назначению или нанесен вред здоровью, жизни или имуществу потребителя. Учитывая основное назначение автомобиля, вряд ли какой-то из перечисленных случаев подпадает под ситуацию с корпорацией Volkswagen Group", — добавил Мисечко.

Адвокат юридическо-консалтинговой компании "Де-юре" Андрей Павлишин считает, что в Украине шансы выиграть подобное дело крайне низкие. "Недостаточная нормативная база, отсутствие факта введения потребителя в заблуждение, необходимость осуществлять отдельную экспертизу показателей выбросов автомобиля", — перечисляет эксперт возможные сложности.

Он поясняет, чем наша ситуация отличается от американской: "В США основной претензией к автоконцерну являлся факт обмана государства. Декларировалось, что определенные авто соответствуют федеральным экологическим нормам, тогда как реальные показатели выбросов были в разы больше заявленных. Основным бенефициаром разбирательства выступало государство, которое в лице Министерства юстиции подало иск к автопроизводителю. В какую юридическую оболочку облачат претензии наши автовладельцы пока сложно предугадать. Скорее всего, это будет осознанный обман потребителя, небезопасность товара для потребителя или окружающей среды. Но в Украине недостаточно развит институт исков в пользу неограниченного круга лиц, поэтому выгоду от такого дела получит только истец (соистцы). Соответственно все расходы на правовую помощь и на проведение экспертиз тоже понесет истец", — поясняет эксперт.

Глава же Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко уверен, что предмета спора вообще нет. "В Европе действуют нормы Евро-6, а в США требования по выбросам еще выше. Volkswagen эти нормы нарушила, так что "состав преступления" налицо. В Украине только с 1 января 2016г вступило в силу Евро-5, а ранее действовало Евро-4. Предусмотренные этим стандартом нормы выбросов даже с учетом махинаций у нас не нарушались. Так в чем, собственно, вопрос", — недоумевает он.

Впрочем, так как автомобильная тема на слуху (на днях подобные обвинения в США выдвинули Mercedes-Benz), скорее всего, многие водители все же захотят проверить предположения экспертов на практике.

http://ubr.ua/market/auto/skolko-deneg-smogut-otsudit-ukrainskie-voditeli-u-volkswagen-383365