П

Перевірки податкових органів: види і підстави проведення - стаття Романа Сидоренко для "Юрист і Закон"

Основания для проведения проверок, их виды и другие особенности предусмотрены Налоговым кодексом (далее - НК) Украины.

Так, установлено, что органы государственной налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика. Камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налоговой и направления на ее проведение, без присутствия плательщика. Ей подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.

Документальной проверкой считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных НК налогов и сборов, а также соблюдения валютного и другого законодательства, контроль, за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами) и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете и связаны с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль, за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, а также полученных в установленном законодательством порядке органом государственной налоговой службы документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков.

Фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется органом государственной налоговой службы относительно соблюдения порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Документальная плановая проверка должна быть предусмотрена в плане-графике проведения плановых документальных проверок.

Налогоплательщики с незначительной степенью риска неуплаты налогов и сборов включаются в план-график проведения документальных плановых проверок не чаще, чем раз в три календарных года, средним - не чаще чем раз в два календарных года, высокой - не чаще одного раза в календарный год.

Юридические лица, которые освобождены от уплаты налога на прибыль в 2016, и у которых сумма уплаченного в бюджет налога на добавленную стоимость составляет не менее пяти процентов от задекларированного дохода за отчетный налоговый период, а также самозанятые лица, сумма уплаченных налогов которых составляет не менее пяти процентов от задекларированного дохода за отчетный налоговый период, включаются в план-график не чаще, чем раз в три календарных года.

Налоговым кодексом запрещено проведение документальной плановой проверки по отдельным видам обязательств перед бюджетами, проверки своевременности уплаты налога с доходов физических лиц и обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.

О проведении документальной плановой проверки оформляется приказ руководителем органа государственной налоговой службы.

Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется только в случае, если ему не позднее, чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручено под расписку или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении копию приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

Документальная внеплановая выездная проверка осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • По результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль, за соблюдением которого возложен на налоговые органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;
  • Плательщиком не представлены в срок налоговую декларацию или расчеты;
  • Плательщиком представлена ​​налоговому органу уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который проверялся органом государственной налоговой службы;
  • В налоговых декларациях выявлена ​​недостоверность данных, если плательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос налогового органа в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;
  • Плательщиком представлена ​​возражения к акту проверки или жалобу на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмена принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, когда налогоплательщик ссылается на обстоятельства, не были исследованы во время проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования;
  • Начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика;
  • Плательщиком подана декларация, в которой заявлено к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривен. Такая проверка проводится исключительно по законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета НДС;
  • По налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким налогоплательщиком объяснений и документального подтверждения на письменный запрос налогового органа в течение десяти рабочих дней;
  • Получено постановление суда о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом по уголовным делам;
  • Налоговым органом высшего уровня осуществлена ​​проверка документов обязательной отчетности плательщика или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом низшего уровня, и выявлено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение во время проверки вопросов, которые должны быть выяснены во время проверки для вынесения объективного заключения относительно соблюдения налогоплательщиком требований законодательства.

В случае получения информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе вследствие незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами согласно закону, а также осуществление лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали основанием для проведения такой проверки.

Право на проведение документальной внеплановой проверки плательщика предоставляется только в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручено под расписку копию приказа о проведении документальной внеплановой проверки.

Документальная невыездная проверка осуществляется в случае принятия руководителем налогового органа решения о ее проведении и при наличии вышеуказанных обстоятельств для проведения документальной проверки. Документальная невыездная проверка осуществляется на основании документов и данных, предоставленных налогоплательщиком или полученных другим способом, предусмотренным законом.

Такая проверка проводится должностными лицами органа государственной налоговой службы исключительно на основании решения руководителя ГНИ, оформленного приказом, и при условии направления налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручения ему под расписку копии приказа о проведении такой проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

При этом присутствие плательщиков не обязательно.

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица).

Фактическая проверка может проводиться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику под расписку до начала проведения такой проверки, и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • В случае если по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, которые свидетельствуют о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и обращения подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов , контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, и возникает необходимость проверки таких фактов;
  • В случае получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства частности, относительно осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, производства и обращения подакцизных товаров;
  • Письменного обращения покупателя (потребителя) о нарушении налогоплательщиком порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;
  • Непредставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представление их с нулевыми показателями;
  • Получение информации о нарушении законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками;
  • В случае выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам, которые подлежат фактической проверке согласно ее определения.

В случае получения в информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Фактическая проверка, осуществляемая по результатам предварительной проверки, может быть проведена однократно в течение 12 месяцев с даты составления акта предыдущей проверки.

Перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций, должностными лицами налоговых органов может быть проведена контрольная расчетная операция.

Во время проведения фактической проверки в части соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами), в том числе тем, которым установлено испытание, проверяется наличие надлежащего оформления трудовых отношений, выясняются вопросы ведения учета работы, выполненной работником, учета расходов на оплату труда, сведения об оплате труда работника. Для выяснения факта надлежащего оформления трудовых отношений с работником, осуществляющим трудовую деятельность, могут использоваться документы, удостоверяющие личность, или другие документы, которые позволяют ее идентифицировать (должностное удостоверение, удостоверение водителя, санитарная книжка и т.д.).

Фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами органа государственной налоговой службы в присутствии должностных лиц плательщика и / или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции.

Во время проведения проверки должностными лицами, осуществляющими такую ​​проверку, может проводиться хронометраж хозяйственных операций. По результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами органа государственной налоговой службы и должностными лицами налогоплательщика и / или лицами, фактически осуществляют хозяйственные операции.

Условия и порядок допуска должностных лиц налоговых органов к проведению документальных выездных и фактических проверок

Должностные лица налогового органа вправе приступить к проведению документальной выездной проверки при наличии оснований для ее проведения, определенных НК, и фактической проверки, которая проводится по соответствующим основаниям и при условии предъявления направления на проведение такой проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование органа государственной налоговой службы, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, который проверяется), цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя органа государственной налоговой службы или его заместителя, который скреплен печатью органа государственной налоговой службы.

Непредъявление налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) направления на проведение проверки или предъявление направления, оформленного с нарушением требований, установленных настоящим пунктом, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц налогового органа к проведению документальной выездной или фактической проверки.

Отказ налогоплательщика от допуска к проверке на других основаниях не допускается.

При предъявлении направления налогоплательщику такие лица расписываются в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления. В случае отказа расписаться должностными (служебными) лицами налогового органа составляется акт, удостоверяющий факт отказа. В таком случае акт об отказе от подписи в направлении на проверку является основанием для начала проведения такой проверки.

В случае отказа налогоплательщика в допуске должностных (служебных) лиц органа государственной налоговой службы к проведению проверки составляется акт, удостоверяющий факт отказа.

Сроки проведения выездных проверок

Продолжительность документальных плановых проверок не должна превышать 30 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, в отношении субъектов малого предпринимательства - 10 рабочих дней, других налогоплательщиков - 20 рабочих дней.

Продление сроков проведения таких проверок возможно по решению руководителя налогового органа не более чем на 15 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, в отношении субъектов малого предпринимательства - не более 5 рабочих дней, других налогоплательщиков - не более чем на 10 рабочих дней.

Продолжительность документальных внеплановых проверок, не должна превышать 15 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, в отношении субъектов малого предпринимательства - 5 рабочих дней, других налогоплательщиков - 10 рабочих дней.

Продление сроков проведения таких проверок возможно по решению руководителя органа государственной налоговой службы не более чем на 10 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, в отношении субъектов малого предпринимательства - не более чем на 2 рабочих дня, других налогоплательщиков - не более чем на 5 рабочих дней.

Продолжительность фактических проверок не должна превышать 10 суток. Продление срока таких проверок осуществляется по решению руководителя налогового органа не более 5 суток.

Основаниями для продления срока проверки являются:

  • Заявление субъекта хозяйствования (в случае необходимости представления им документов, касающихся вопросов проверки);
  • Сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени субъекта хозяйствования и / или его хозяйственных объектов.

Проведение документальной выездной плановой и внеплановой проверки крупного налогоплательщика может быть остановлено по решению руководителя налогового органа, которое оформляется приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку, с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.

Остановка документальной выездной плановой, внеплановой проверки прерывает течение срока проведения проверки в случае вручения налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку копии приказа об остановке документальной выездной плановой, внеплановой проверки. При этом проверка может быть остановлена ​​на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а в случае необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности налогоплательщика, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления налогоплательщиком утраченных документов проверка может быть остановлена ​​на срок, необходимый для завершения таких процедур.

Общий срок проведения проверок достоверности заявленного бюджетного возмещения НДС с учетом установленных настоящим пунктом сроков остановки не может превышать 60 календарных дней.

Для должностных лиц налоговых органов при проведении проверок основаниями для выводов являются: документы; налоговая информация; экспертные заключения; судебные решения; другие материалы.

Предоставление налогоплательщиками документов

Запрещается истребование документов от налогоплательщика любыми должностными (служебными) лицами налоговых органов в случаях, не предусмотренных Налоговым Кодексом.

Налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам органов государственной налоговой службы в полном объеме все документы, относящиеся к предмету проверки или связанные с ним. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.

При этом крупный налогоплательщик обязан также предоставить в электронном виде с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц (в формате и порядке, определенных центральным органом государственной налоговой службы) копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, не позднее рабочего дня, следующего за днем ​​начала документальной выездной плановой, внеплановой проверки, документальной невыездной проверки.

Документы, содержащие коммерческую тайну или являются конфиденциальными, передаются отдельно с указанием должностного (служебного) лица, которые получила. Передача таких документов для их осмотра, изучения и их возвращения оформляются актом в произвольной форме, который подписывают должностное (служебное) лицо органа государственной налоговой службы и налогоплательщик (его представитель).

При проведении проверок должностные лица органа государственной налоговой службы имеют право получать у налогоплательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей), нарушение требований другого законодательства, контроль, за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.

Запрещается изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Получение копий документов оформляется описанием. Копия описи, составленной должностными (служебными) лицами органа государственной налоговой службы, вручается под подпись плательщику. Если плательщик отказывается от засвидетельствования описания или от подписи о получении копии описания, то должностные (служебные) лица органа государственной налоговой службы, которые получают копии, делают отметку об отказе от подписи.