Н

Нові вимоги до реєстрації осіб як платників ПДВ - стаття Вадима Кухти для «Юрист і Закон»

Начало нового года является периодом не только веселых праздников, но и временем, когда вступают в силу очередные изменения национального законодательства, в частности, налогового. Касательно последнего, то такие действия в первую очередь объясняются наличием налоговых норм, которые устанавливают порядок и регламентируют отношения, связанные с пополнением бюджета страны. Поэтому следует указать, что начало нового года также является началом нового бюджетного периода.  А, как известно, согласно принципам налогового законодательства изменения в любые элементы налогов и сборов должны вноситься за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки.

Но этот принцип не всегда соблюдается в отличие от новых требований к регистрации лиц как плательщиков налога на добавленную стоимость, которые будут обязательны для исполнения всеми плательщиками налогов, осуществляющими хозяйственную деятельность.

С 1 января 2015 года в соответствии с нормами Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31 июля 2014 года увеличивается размер общей суммы от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленной (уплаченной) налогоплательщику в течение последних 12 календарных месяцев до 1 000 000 гривен. После превышения этой суммы субъект хозяйствования обязан зарегистрироваться как плательщик налога на добавленную стоимость. 

Это главное изменение к требованиям по регистрации лиц как плательщиков налога на добавленную стоимость. Увеличение размера общей суммы от осуществления хозяйственных операций, которые подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость – это вполне понятен и логичный шаг законодателя. Потому что на протяжении всего времени администрирования налога на добавленную стоимость его так называемый обязательный порог подлежал изменениям несколько раз. Вот и пришел следующий черед, тем более что сума в 300 000 гривен на теперешний момент не совсем отображает первоначальную стоимость этих денег, что вызвано различными факторами, например, воздействием инфляции.

Таким образом, контролирующие фискальные  органы будут в своем деле сосредоточены на более крупных субъектах хозяйствования.

В свою очередь подъем порога операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению, усложнит регистрацию плательщиком налога на добавленную стоимость для менее крупных субъектов хозяйственной деятельности. Особенно это создает препятствия для физических лиц-предпринимателей, которые не всегда могут соперничать по объему операций с юридическими лицами.

Для хозяйственной деятельности таких субъектов регистрация плательщиком налога на добавленную стоимость в некоторых случаях могла быть целесообразной, но в силу экономических обстоятельств не все смогут достичь новых установленных объемов операций по поставке товаров / услуг, что предусматривают обязательную регистрацию плательщиком налога на добавленную стоимость.   

Конечно, национальным законодательством предусмотрена норма о добровольной регистрации, но на практике она не так просто реализуется в связи с особенностями бюрократической системы фискальных органов.

Поэтому субъектам хозяйственной деятельности для того, чтобы зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость в обязательном порядке нужно будет иметь соответствующие объемы налогооблагаемых операций, которых достичь в кризисных условиях не так просто.

Также следует обратить внимание на то, что изменение требований к регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость не должно отобразиться на деятельности плательщиков, зарегистрированных до принятия вышеуказанных изменений. Так как несоответствие требованиям статьи 181 Налогового кодекса Украины, которая определяет порог операций по поставке товаров / услуг, с превышением которого регистрация становится обязательной, уже зарегистрированными плательщиками не является основанием для аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость контролирующими фискальными органами. Потому что положения статьи 184 Налогового кодекса Украины не предусматривают таких случаев.

Кроме этого интересной становится ситуация для тех субъектов хозяйствования, которые на протяжении 12 календарных месяцев достигли суммы, что превышает 300 000 гривен от осуществления операций по поставке товаров и услуг, но не отвечают требованиям нового законодательства.

В таком случае те, кто подадут заявление на регистрацию плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 183.3 статьи 183 Налогового кодекса Украины, в этом году еще смогут претендовать на обязательную регистрацию.  Но те, чьи показатели превышают сумму в 300 000 гривен по результатам этого года или их результаты превысили установленные требования в конце декабря, но не достигли более 1 000 000 гривен, в новом году не будут подлежать обязательной регистрации. Поэтому возможны отказы в регистрации для тех субъектов хозяйствования, которые в конце последнего месяца текущего года подали заявление в связи с обязательной регистрацией.

Таким образом, законодательством определены новые требования к регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость, которые сводятся к увеличению размера сумм от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. Насколько эффективны такие мери и будут ли они определенным образом способствовать лучшему администрированию такого налога, покажет время. А пока плательщикам налогов следует готовится к очередным изменениям в налоговом законодательстве, которые не ограничиваются вышеуказанным примером.