М

Митниця підвищує ставки – стаття юриста ЮФ «Місечко та Партнери» Наталії Дейнеги для газети «Юридична практика» № 13 (744)

Таможенный орган часто завышает стоимость перевозимых через границу товаров, увеличивая сумму обязательных платежей предпринимателей

Определение таможенной стоимости является одним из этапов таможенного оформления товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, и имеет значение для определения сумы налогового обязательства субъекта внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Поэтому здесь часто происходят различные злоупотребления и нарушения, как со стороны государственных органов, так и субъектов ВЭД.

Спорная стоимость

В соответствии со ст. 80 Таможенного кодекса (ТК) Украины, в случае отказа в таможенном оформлении и пропуске через таможенную границу Украины товаров, таможенный орган обязан выдавать заинтересованным лицам письменное уведомление с указанием причин отказа и исчерпывающим разъяснением требований. Выполнение указанных требований обеспечивает возможность окончания таможенного оформления и пропуска этих товаров через границу Украины.

Приказом Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ) № 1227 от 12 декабря 2005 года «Об утверждении Порядка оформления и использования Карточки отказа в принятии таможенной декларации, таможенном оформлении или пропуске товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины», в частности, установлено, что в случае наличия достаточных оснований, определенных законодательством Украины, должностному лицу таможенного органа предоставлено право отказать в принятии грузовой таможенной декларации (ГТД) и таможенном оформлении или пропуске товаров через таможенную границу Украины.

Одной из причин отказа в таможенном оформлении груза является неподача декларации таможенной стоимости, в том числе, в результате несогласования такой стоимости, указанной в декларации.

При этом следует отметить, что п. 11 Постановления Кабинета Министров Украины (КМУ) № 1766 от 20 декабря 2006 года «Об утверждении Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, и представления сведений для ее подтверждения» предусмотрено право таможенного органа для подтверждения таможенной стоимости истребовать у декларанта дополнительные документы. Запрашиваемые документы декларант обязан предоставить в течение 10 дней или подать письменное обоснование продления такого срока.

Главный вопрос, который возникает в связи с этим, - на основании чего у таможенного органа возникает право такого истребования? В Постановлении этот вопрос никак не уточняется, что дает таможенным органам возможность использовать данное положение по собственному усмотрению. Не содержат такой аргументации и другие положения таможенного законодательства.

Вместе с тем, Постановление № 1766 устанавливает довольно серьезные последствия для субъектов ВЭД при нарушении вышеуказанной нормы. Так, в случае непредоставления или отказа в предоставлении декларантом дополнительных документов в срок, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом на основании имеющихся сведений в соответствии с законом.

Безосновательный отказ

Методы определения таможенной стоимости указаны в ст. 266 ТК Украины. Их применение производится с учетом определенных правил. Во-первых, приоритетным является метод определения таможенной стоимости по цене сделки. Во-вторых, в  случае, когда установлено, что таможенная стоимость товара ниже, чем прямые затраты на его производство, таможенный орган имеет право требовать от декларанта определения таможенной стоимости другим способом, установленным ст. 266. В-третьих, при отсутствии возможности применения первого метода, таможенные органы путем консультаций с декларантом определяют другой метод, наиболее приемлемый с учетом декларируемого товара. В-четвертых, применение резервного метода, определенного ст. 266 ТК, может быть произведено исключительно после обоснования причин невозможности определить таможенную стоимость с использованием каждого предыдущего метода.

Верховный Суд Украины (ВСУ) в своем решении от 7 ноября 2011 года указал, что в большинстве случаев таможенная стоимость устанавливается декларантом, а таможенный орган определяет ее с использованием резервного метода, если в процессе совместных консультаций, упомянутых в ст. 266, декларант не смог определить таможенную стоимость с помощью других методов.
Необходимость аргументировать отсутствие возможности применения других методов возлагается на таможенный орган при принятии решения относительно применения резервного метода, установленного ст. 266. К тому же выводу пришли, в частности, Высший административный суд Украины в своем определении от 18.05.2010 в деле № К-28318/09 и Верховный суд Украины в своем Постановлении от 14.11.2011.

Вместе с тем, частыми являются ситуации, когда отказ от определения таможенной стоимости на основании цены сделки (метод 1) производится таможенными органами на основании сравнения уровня заявленной таможенной стоимости с уровнем цен на идентичные и подобные товары. При наличии в таможенной базе цены большей, чем заявленная таможенная стоимость, такая цена принимается за базу налогообложения даже при наличии дополнительных объяснений и документального подтверждения со стороны декларанта. При этом таможенным органом применяется резервный метод без учета правил, установленных статьей 266 ТК, или в результате невозможности предоставления декларантом дополнительных документов.

Такие действия таможенных органов противоречат как международной практике, так и национальному законодательству. Анализ международной практики дает возможность утверждать, что причинами обоснованных сомнений в отношении первого метода можно считать: наличие признаков подделки документов; неточности, в том числе арифметические ошибки; расхождения в документах на товар; а также тот факт, что таможенная стоимость не основана на документах, которые поддаются исчислению.

Отказ от определения таможенной стоимости по цене сделки является безосновательным, если базируется исключительно на данных таможенной базы, что противоречит ст. 1 Договора о применении ст. VII ГАТТ и ст. 6 Хозяйственного кодекса Украины, которая предусматривает запрет вмешательства государственных органов в деятельность субъектов хозяйствования. Также такой отказ противоречит принципу свободы договора, установленного ст. 3 Гражданского кодекса Украины.

Несмотря на это, судами часто игнорируется вопрос обоснованности действий таможенной службы при определении таможенной стоимости.

Правомерность доначисления

Право контроля таможенной стоимости на этапе проведения проверки субъекта хозяйствования после выпуска товаров в оборот установлено ст. 69 ТК Украины. Эта статья предусматривает, что независимо от окончания операций таможенного оформления груза, его таможенный контроль может осуществляться и после пропуска груза на таможенную территорию Украины. Это касается случаев, когда есть подозрения о наличии нарушений законодательства Украины или международного договора.

В связи с этим следует отметить, что такой контроль может осуществляться только по отношению к декларантам, относительно которых не было принято решение об определении таможенной стоимости самим таможенным органом, и только при наличии обоснованного подозрения в занижении декларантом таможенной стоимости.

К подобному выводу пришел ВСУ от 7 ноября 2011 года, указав, что если таможенный орган, принимая грузо-таможенную декларацию, самостоятельно определяет таможенную стоимость товара и пропускает товар на таможенную территорию Украины, то в дальнейшем он не имеет правовых оснований для принятия налоговых уведомлений о доначислении налоговых обязательств. Исключением являются случаи, когда по результатам служебной проверки или рассмотрения уголовного дела установлено сговор по занижению обязательных платежей между декларантом и таможенным органом.