К

Коментарі Володимира Місечко відносно проблем ринку електронної комерції для порталу «tochka.net»

1. Каковы основные законодательные пробелы в регулировании рынка электронной коммерции, которые мешают ему развиваться? Принятие каких законов и актов необходимо?

На сегодняшний день к нормативно правовым актам регулирующие отношения, которые возникают с помощью электронных средств связи можно лишь отнести законы «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документе и электронном документообороте», «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах», но они в большей степени посвящены электронным документам и цифровым подписям к ним.

Других законов, которые хотя бы косвенно регулировали бы электронную коммерцию в Украине, нет.

В тоже время такие основные проблемы как введение единых правил для субъектов электронной коммерции, в том числе относительно процедуры их создания, допустимых для них организационно правовых форм, наличия тех или иных разрешительных документов, а также определение и ограничивание перечня объектов электронной коммерции, защита прав потребителей такой электронной коммерции остаются законодательно не урегулированными.   

По этому, конечно, для дальнейшего развития рынка электронной коммерции в Украине, просто необходимо принятие специального закона и ряда подзаконных актов, которые ввели бы для всех субъектов электронной коммерции единые правила игры.  

2. Вопрос по сути: как интернет-магазины планируют адаптироваться под норму, делающую бесперспективным сотрудничество плательщиков налога на прибыль и предпринимателей, которые составляют львиную долю рынка электронной торговли? Какие варианты решения этой проблемы для онлайн-магазинов?

Согласно п. 139.1.12. Налогового кодекса Украины, который вступает в силу с 01 января 2011 года, не включаются в состав валовых расходов расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и невещественных активов у физического лица - предпринимателя, который платит единый налог (кроме расходов, понесенных в связи с приобретением работ, услуг у физического лица - плательщика единого налога, которая осуществляет деятельность в сфере информатизации).

Таким образом, субъекты хозяйствования – юридические лица с 01 января 2011 года не смогут включаются в состав своих валовых расходов расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и невещественных активов у физического лица - предпринимателя, который платит единый налог.

В тоже время, в этой норме идет речь только о физических лицах – предпринимателях, которые платят единый налог, и умалчивается о физических лицах – предпринимателях которые на общей системе налогообложения.

По этому, для предпринимателей, которые платят единый налог, вариантом решения этой проблемы может быть или переход на общую систему налогообложения, или перевод «бизнеса» на хозяйственные общества.   

3. Когда станет возможным принятие закона «Об электронной коммерции»? А также каковы основные позитивные и негативные момента законопроекта 6086, принятого в октябре Радой за основу? Имеет ли этот документ право на существование?

На сегодняшний день зарегистрированы три законопроекта «Об электронной коммерции» в Верховной Раде: законопроект, представленный народным депутатом Юрием Полунеевым, законопроект народного депутата Антона Яценко и законопроект депутатов Виталия Коржа и Юрия Мороко, которые не особо разняться между собой.

29 октября 2010 года законопроект, представленный народным депутатом Юрием Полунеевым, был принят Постановлением Верховной Рады Украины за основу. Также этим постановлением было поручено Комитету Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности доработать этот законопроект с учетом замечаний и предложений субъектов права законодательной инициативы и внести его на рассмотрение Верховной Рады Украины в втором чтении.

К позитивным моментам этого законопроекта можно отнести введение определений таких терминов как электронный договор, электронная коммерция, электронный товар, электронная площадка, определение участников правоотношений в сфере электронной коммерции (стороны таких правоотношений, агенты, доверенные или уполномоченные лица), порядок заключения и исполнение электронных договоров, иное.

Относительно негативных моментов, то на мое субъективное мнение, мы сможем их увидеть только после истечения определенного времени после вступления это закона в силу.

Подытоживая, хотел бы отметить, что принятие Закона крайне необходимо, и только после его принятия общество сможет выявить негативные моменты в этих правоотношениях, но вносить изменения к существующему Закону всегда легче чем принимать его в целом.